«Большая часть покупателей приезжает сегодня, конечно, из Москвы и области, а также Санкт-Петербурга. Далее идет плавное распределение, я бы сказала, по климатически непростым регионам — Красноярск, Омск, Челябинск, Пермь, Сургут, Ханты-Мансийск, Новосибирск. Маленький процент покупателей из Краснодарского края и Ростова-на-Дону», — отметили в «Городском риэлторском центре».
В СК «Ава Групп» рассказывают, что покупателей квартир в их ЖК сложно подвести под единый знаменатель — приобретают недвижимость люди различного достатка, возраста и образа жизни.
«Наши покупатели съезжаются со всех уголков страны, от Санкт-Петербурга до Дальнего Востока. Их всех можно разделить на несколько групп в зависимости от демографии, привычек и целей», — рассказала вице-президент по коммерции строительной компании Ольга Нарт.
По ее словам, большую группу составляют молодые активные люди, работающие в удаленном режиме. Им интересен спорт, развлечения, а также наличие насыщенного досуга. Среди них много тех, кто занимается зимними видами спорта, любит плавать, занимается яхтингом. Сочи идеально подходит для этой категории клиентов.
Вторая категория — это предприниматели, которые развивают свой бизнес, или специалисты, переезжающие в Сочи по работе. Как правило, это люди среднего возраста. И последнюю составляют пенсионеры, которые хотят провести в Сочи комфортную старость и выбирают место с благоприятным климатом и развитой инфраструктурой.
Не только премиум
Вопреки стереотипам, среди покупателей недвижимости в Сочи много людей среднего достатка, рассказывает Ольга Нарт. Они предпочитают приобретать объекты комфорт-класса. Часть из них собирается переезжать туда на постоянное место жительства, часть просто хочет получить недвижимость в формате дачи.
«Некоторые из них прилетают каждые выходные, независимо от времени года. По сравнению с остальной Россией, в Сочи всегда тепло. Остальные отдыхают преимущественно летом, а также в период школьных каникул», — комментирует представитель компании «Ава Групп».
Выражена категория очень обеспеченных людей, среди которых владельцы крупных бизнесов и знаменитости. Они рассматривают в первую очередь объекты, которые находятся в непосредственной близости у моря. Премиальные апартаменты и особняки должны иметь всю требуемую инфраструктуру, спа-зоны, удобный доступ к морю, важно наличие бассейнов.
Третья категория, которая активно растет последние годы, — это инвесторы, которые покупают жилье для последующей сдачи в аренду или перепродажи в будущем. Цена квадратного метра в Сочи растет уже много лет подряд — сочетание хорошего климата и развитой инфраструктуры делают курорт очень привлекательным для покупателей.
Парадоксы господдержки
В «Городском риэлторском центре» отметили, что большая часть их клиентов — это предприниматели, которые приобретают жилье в том числе и в качестве инвестиций. Но в 2021 году большой процент сделок пришелся на ипотечные кредиты. Это изменило структуру покупателей — увеличилось число госслужащих, которые использовали первоначальный взнос или материнский капитал для улучшения своих жилищных условий.
«Целей приобретения недвижимости в Сочи в основном три. Но пандемия прошлого года внесла свои корректировки, изменив картину. Если раньше покупки недвижимости в городе-курорте рассматривались в основном в качестве инвестиций или для отдыха с семьей, то последние два года большинство приобретаемого жилья используется в качестве постоянного места жительства», — отметили в компании.
В частности, чаще стали приобретать квартиры в Сочи пенсионеры, которые после пандемии приняли решение остаться на курорте.
«Если говорить в цифрах, то 30% жилья приобретается здесь в качестве инвестиций, около 40% — для отдыха с семьей, и 30% — это те люди, которые рассматривают переезд в Сочи для постоянного места жительства, так сказать, жилье для себя», — прокомментировали в «Городском риэлторском центре».
Вопрос приоритетов
Требования к объектам недвижимости отличаются в зависимости от бюджета покупки. Но вне зависимости от цены всем важна близость к морю или удобная транспортная доступность, отмечает Ольга Нарт. Покупатели хотят жить в месте, откуда можно легко добраться до знаковых мест: это пляжи, парки, прогулочная набережная, аттракционы, театры, концертные залы.
«Конечно же, важна комфортная среда проживания вне зависимости от локации ЖК. Все покупатели обращают внимание на то, что еще застройщик предлагает дополнительно. Это и развитая инфраструктура, и качественная коммерческая составляющая, все требуемые точки бытового обслуживания, зоны, где можно заниматься спортом, йогой, танцами. В Сочи переезжают те, кто любит жизнь во всех ее проявлениях. И строительные компании стараются максимально удовлетворить запрос на яркий лайфстайл», — отмечает представитель «Ава Групп».
В «Городском риэлторском центре» отмечают некий парадокс в плане запросов покупателей — зачастую более требовательными оказываются те клиенты, которые имеют меньший бюджет.
«Большинство таких клиентов копят деньги годами, отказывая себе во многом. Это связано прежде всего с тем, что данной категории покупателей сложнее сегодня зарабатывать деньги. Для них ценность жилья выше, чем для тех, у кого доход средний или выше среднего», — отметили в агентстве недвижимости.
Те, кто покупает активы бизнес— или элит-класса, хотят видеть качественное выполнение жилья и инфраструктуры. Все большую важность приобретает статусность и ориентир на комплексную застройку.
«Сейчас же все больше строится жилых комплексов с паркингами и магазинами, детскими площадками и прочими активностями. Именно таким объектам данная категория клиентов отдает предпочтение. Но все же Сочи отличается от всех городов России. И я бы сказала, что у нас локация решает все. И даже если в жилом комплексе по первично заявленным требованиям, ну, например, нет бассейна или гостевой парковки, но при этом дом удачно расположен, то именно это и будет являться решающим для наших клиентов», — отметили в «Городском риэлторском центре».