По словам экспертов, пандемия сильно повлияла на рынок недвижимости. Сейчас на нем присутствует несколько разнонаправленных тенденций. С одной стороны, застройщики стали менять подход к планировке жилья, так как дом перестал быть только местом отдыха, а для многих превратился в хоум-офис. С другой, рост цен повысил интерес к малоформатной недвижимости. А льготная ипотека подстегнула спрос и сделала улучшение жилищных условий реальным для тех, кто долго об этом мечтал.
Не просто дом
«Учитывая, что в период локдауна были ограничены возможности выхода на улицу, многие поняли, что в случае повторения ситуации необходимо иметь более комфортные условия для жизни. Например, стали более востребованы квартиры с просторными балконами. Общий тренд по России, который мы наблюдаем, — это квартиры с патио на первом этаже», — отмечает вице-президент по коммерции компании Ava Group Ольга Нарт.
Стоимость таких форматов резко выросла из-за повышенного спроса — подобные варианты жилья позволяют не покидать дом, но иметь доступ к улице, гулять, играть с детьми.
«Очень важной для многих в последнее время стала возможность работы удаленно. Это говорит о том, что каждому члену семьи важно иметь свое комфортное пространство. Многие покупатели обращают внимание на просторные гостиные или наличие отдельного рабочего кабинета. Отдельно отмечу балконы. Сейчас и в будущем будут востребованы квартиры с просторными балконами. Их назначение все активнее трансформируется из места хранения вещей в комфортное пространство для отдыха, занятий спортом, рабочего кабинета», — отмечает Ольга Нарт.
Потребность в большей функциональности квартиры, вариантов зонирования выросла, подтверждает генеральный директор «ЮгСтройИмпериал» Станислав Николенко. По его словам, внимание покупателей к планировке и метражу квартир увеличилось.
«Стали важны, например, возможность организации дистанционной работы и дистанционного обучения для детей, наличие свободной площади для семейного досуга или, наоборот, личного пространства. При проектировании новых домов мы понимаем, что сегодня домашний уют имеет особенное значение. Комфорт современного жителя многоквартирного дома только начинается с удобной планировки», — считает представитель застройщика.
Помимо этого, клиенты обращают внимание на сам ЖК и уровень удобства в нем: ресепшн, скоростной лифт, оформление холла, благоустройство двора с Wi-Fi и зелеными зонами.
«В этом случае выигрывает комплексная застройка. Все наши проекты имеют достаточно развитую инфраструктуру. Сейчас при проектировании мы закладываем еще больше. Один из наших реализованных примеров по такому сценарию жизни — ЖК «Элегант». В середине сентября мы передали ключи новоселам сразу трех домов этого комплекса с благоустроенным двором», — прокомментировал он.
В частности, на территории ЖК построили центральную прогулочную аллею с плоскостным фонтаном с динамической подсветкой и перголами по всему периметру, большой игровой комплекс, площадку с праздниками для семей. С третьей линией на территории комплекса завершат строительство городской поликлиники.
ЖК — это не только квартира
Часть застройщиков пошла другим путем и стала развивать общие пространства. Прогнозируя, что места для общения и совместного времяпровождения станут востребованы в будущем, СК «Семья» предусмотрела на первом этаже ЖК «Все свои» коворкинг — и оказалась в тренде, отмечает коммерческий директор СК «Семья» Ангелина Радько.
«Люди не были готовы к значительным переменам в образе жизни, которые последовали за введением режима самоизоляции. Жителям городских квартир пришлось тяжелее всего, перед ними встали новые вызовы, например, находиться продолжительное время в ограниченном пространстве. Квартира превратилась в место, где человек живет, а также работает, учится и берет уроки фитнеса или актерского мастерства в Zoom», — рассказала она.
Виртуальная реальность не способна заменить прогулки и свежий воздух. Поэтому в выигрыше оказались те ЖК, где были изначально предусмотрены зеленые зоны и внутренний дворик. В частности, застройщик «Семья» в ЖК «Светлоград» изначально предусмотрел свыше 30 га территорий.
Малые форматы всегда в моде
«В настоящий момент, после изменений условий льготной ипотеки, мы наблюдаем тренд на уменьшение бюджета покупки, т.е. клиенты по-прежнему интересуются недвижимостью, но спрос сместился в сегмент более компактных квартир», — отмечает Ольга Нарт.
Эксперты отмечают сокращение средней площади квартир в большинстве крупных городов России, в том числе в Краснодаре, согласна коммерческий директор СК «Семья» Ангелина Радько.
По ее словам, покупателей привлекает большая доступность — также малые форматы требуют меньше затрат на ремонт, обустройство, коммунальные расходы и платежи по ипотеке.
«Еще один тренд — максимально эргономичные планировки квартир. Это значит, что каждый квадратный метр квартиры задействован в функциональных зонах, так что уровень комфорта в небольшой однокомнатной квартире не уступает полноценной двушке. В прошлом остаются большие коридоры с множеством дверей и маленькие кухни. Все полезное пространство коридора уходит в комнаты, где оно используется по назначению, а кухни совмещают в себе зону столовой и гостиной. Такой подход к проектированию позволяет рационально использовать пространство, что в конечном итоге дает покупателям возможность сэкономить на стоимости квартир», — отмечает Ангелина Радько.
Вечные ценности и ближайшее будущее
«По нашим оценкам, спрос на квартиры, поддерживаемый льготными программами ипотеки, останется на среднем уровне. Миграционный тренд в Краснодарском крае сохраняется, многие продолжают переезжать поближе к теплу и морю, что также способствует сохранению спроса на жилье. При этом возросшие цены усиливают конкуренцию между застройщиками, и качество строительства растет. На первый план выходит архитектура и благоустройство придомовых и общественных пространств, развитая инфраструктура. Для покупателей это большой плюс, поскольку они могут выбирать из действительно качественных и проработанных проектов тот, что им по душе», — прогнозирует Ангелина Радько.
В ближайшем будущем наличие социальных объектов станет обязательным условием, как и реализация проектов в формате комплексного развития территорий с коммерческой и социальной инфраструктурой.
«Наполненность локации развитой инфраструктурой наряду с возможностью полноценно и безопасно отдохнуть — один из наиболее актуальных трендов на рынке недвижимости. Яркий пример реализации проекта нашей компании в новых условиях — это микрорайон «Родные просторы» в поселке Знаменском. Его площадь более 40 гектаров. Он входит в тройку крупнейших в стране. Здесь будет школа и три детских сада. Причем первый детский сад мы планируем достроить одновременно с первой очередью жилого комплекса. Еще 6 гектаров в этом микрорайоне займет парк отдыха. Здесь же будет поликлиника и храм», — отмечает топ-менеджер строительной компании «ЮгСтройИмпериал».
Устойчивый спрос на недвижимость Кубани и Краснодара сохранится в обозримом будущем — регион относится к числу одних из самых привлекательных в России и ближнем зарубежье, прогнозирует игрок рынка.