В настоящее время в мире идет формирование цифровой экономики и появления ограниченной группы стран-лидеров, обладающих новыми производственными технологиями и ориентированных на использование возобновляемых ресурсов
Решение задачи обеспечения глобального технологического лидерства России к 2035 году должно быть достигнуто путем создания прозрачной, комфортной и устойчивой среды для развития высокотехнологичного бизнеса, повышению инвестиционной привлекательности реального сектора экономики и укреплению кооперационных связей между промышленными предприятиями.
В настоящее время формирование и развитие промышленных кластеров рассматривается в качестве одного из ключевых инструментов повышения инвестиционной привлекательности страны, пространственного развития экономики, массового внедрения передовых производственных технологий, реализации отраслевых приоритетов промышленной политики Российской Федерации. По оценкам Минпромторга России, системный переход на новую несырьевую траекторию развитию промышленности, базирующуюся на цифровой модели развития, может обеспечить к 2024 году рост производительности труда в обрабатывающих отраслях более чем на 30% и увеличение вклада в ВВП секторов, базирующихся на передовых производственных технологиях, до 15%. Для создания экономики нового технологического уклада необходимо сформировать прозрачную, комфортную и устойчивую среду для развития новых российских высокотехнологичных предприятий, функционирующих в рамках промышленных кластеров.
В широком смысле кластеры представляют собой средство экономического и промышленного развития регионов. После распада СССР большинство российских заводов, как известно, были вынуждены перестраивать свои налаженные десятилетиями кооперационные связи из-за того, что многие предприятия и партнеры-поставщики прекратили существование или юридически оказались в другой стране. Также были разорваны связи между академической средой и промышленными предприятиями, следствием чего стала утечка из нашей страны интеллектуального капитала, а также приостановка НИОКР по самым перспективным направлениям промышленности. Это привело в конечном счете к существенной зависимости от импортного оборудования, комплектующих, узлов, агрегатов материалов.
Сейчас предприятия ищут возможности для воссоздания разорванных ранее кооперационных связей. Промышленные кластеры успешно решают эту задачу и оказывают положительное влияние на диверсификацию структуры экономики как России, так и входящих в ее состав регионов.
Государственная поддержка промышленных кластеров, как ключевого инструмента территориального развития промышленности, предусмотрена Федеральным законом от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». С целью стимулирования промышленных предприятий к повышению хозяйственной самостоятельности внутри России и создания единой целостной цепочки производства продукции, в 2015 году Минпромторгом России был разработан новый инструмент - промышленные кластеры.
Использования данного инструмента позволяет промышленным предприятиям создавать новые и встраиваться в существующие производственные цепочки, определять приоритетные инвестиционные ниши, в результате чего происходит отказ от импортных поставок сырья и комплектующих и увеличение добавленной стоимости, создаваемой в конечной продукции на территории Российской Федерации. Государственная поддержка участников промышленных кластеров осуществляется Минпромторгом России в рамках постановлений Правительства Российской Федерации от 31.07.2015 г. № 779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров» и от 28.01.2016 г. № 41 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения».
Особенностью существующего механизма поддержки участников промышленных кластеров является использование «единого окна» (комплексного подхода), в рамках которого предусматривается возможность получения государственной финансовой поддержки (возмещение за счет средств федерального бюджета до 50% затрат на реализацию совместных проектов) на всех стадиях жизненного цикла производства продукции кластера.
Механизм поддержки участников промышленных кластеров является единственной в Российской Федерации мерой поддержки, охватывающей весь перечень затрат, необходимых для запуска производства нового вида промышленной продукции, включенной в отраслевые планы импортозамещения, а также эффективным инструментом стимулирования промышленных предприятий к повышению хозяйственной самостоятельности внутри страны путем создания новых и встраивания в существующие производственные цепочки, в результате чего происходит отказ от импортных поставок сырья и комплектующих и увеличение добавленной стоимости, создаваемой в конечной продукции на территории Российской Федерации. Наличие данного механизма оказывает существенное влияние на развитие поставщиков второго и третьего уровней, что позволяет включить отечественные промышленные предприятия в международные цепочки добавленной стоимости за счет мобилизации средств и усилий участвующих сторон в приоритетных видах экономической деятельности, которые являются наиболее перспективными и востребованными с точки зрения масштабов влияния на экономическую систему России.
Кластеры позволяют определять на каждом технологическом переделе потребности участников в конкретной номенклатуре продукции в денежном и натуральном выражениях и позволяют спрогнозировать существующий и потенциальный спрос на продукцию. Т.е. промышленные кластеры являются уникальным источником инвестиционных предложений высокого качества, основанного на анализе существующих технологических переделов участников кластера, что повышает инвестиционную привлекательность регионов России, на территориях которых они функционируют, для российских и иностранных инвесторов.
По данным Ассоциации кластеров и технопарков, в России функционирует около 140 кластеров, в состав которых входят субъекты деятельности в сфере промышленности. При этом, 29 промышленных кластеров прошли проверку на соответствие требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 31.07.2015 № 779 в Минпромторге России и включены в федеральный реестр. География данных кластеров представлена 26 субъектами Российской Федерации. В состав участников данных кластеров входят 470 промышленных предприятий, из которых 76,8% относится к числу субъектов МСП. При этом производительность труда в среднем по промышленным кластерам почти на 30% превышает среднее значение по обрабатывающей промышленности России, и составляет 4,2 млн рублей в расчете на 1 человека.
В настоящий момент времени в Южном федеральном округе регионами - лидерами по развитию промышленных кластеров являются Краснодарский край, Астраханская и Ростовская области, на территории которых функционируют 12 промышленных кластеров, в том числе в сфере судостроения, атомного, сельскохозяйственного машиностроения, станкостроительной и инструментальной промышленности, пищевой и перерабатывающей промышленности и др. Одними из наиболее ярких примеров промышленных кластеров в Ростовской области является Волгодонский промышленный кластер атомного машиностроения, созданный в июле 2016 года на территории муниципального образования «город Волгодонск» по инициативе якорного предприятия кластера - компании АО «Атоммашэкспорт» и включенного в 2017 году в реестр промышленных кластеров Минпромторга России. Создание и развитие Волгодонского промышленного кластера атомного машиностроения является важным региональным проектом, поддержанным Правительством Ростовской области и включенным в Реестр кластеров, кластерных проектов и инициатив Ростовской области.
Участниками кластера являются 10 промышленных предприятий, выпускающих промышленную продукцию. Якорным промышленным предприятием кластера является АО «Атоммашэкспорт», осуществляющее производство конечной продукции кластера: оборудования и составных частей для строящихся атомных электростанций ГК «Росатом» и трубопроводной арматуры для распределительных транспортных сетей ПАО «Газпром» и других предприятий нефтегазовой промышленности, а также их сервисное обслуживание.
Перспективы развития кластера связано с реализацией его участниками новых инвестиционных проектов, одним из которых является проект «Расширение и модернизация действующего производства в рамках реализации программы по импортозамещению арматуры для газопроводов», совокупный объем инвестиций в который составляет более 350 млн рублей, из которых 36,7 млн рублей планируется привлечь за счет субсидии, выделяемой Минпромторгом России на реализацию импортозамещающих проектов участников кластеров.
Реализация инвестиционного проекта направлена на расширение и модернизацию действующего производства для увеличения объема выпуска нефтегазовой трубопроводной арматуры с целью возможности полного замещения импортных аналогов компаний стран - членов Евросоюза на отечественном рынке, а в перспективе и выход на экспортные поставки, после прохождения процедур международной сертификации и подтверждения безопасности использования данной продукции иностранными компаниями. По итогам его реализации будет создано более 100 новый высокопроизводительных рабочих мест.
С целью обеспечения России технологического лидерства по ряду приоритетных направлений промышленной политики Краснодарского края в конце 2017 г. было принято решении о формировании Промышленного кластера Краснодарского края «КУБАНЬ», документы которого находятся на рассмотрении в Минпромторге России. Кластер сформирован на базе компаний-лидеров российского рынка в области производства продуктов питания - OOO «КЗ Гулькевичский» и ООО «ЮЖНАЯ СОКОВАЯ КОМПАНИЯ» (ООО «ЮСК»). Кластер создавался при активной поддержки со стороны администрации Краснодарского края и Ассоциации кластеров и технопарков. Деятельность кластера будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности предприятий пищевой промышленности, машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности, расширению ассортимента производимой сельскохозяйственной техники, увеличению объема экспорта сырья, продовольствия, продукции сельскохозяйственного машиностроения.
Участниками кластера являются 12 промышленных предприятий, 5 объектов технологической и образовательной инфраструктуры Краснодарского края. В 2017 г. совокупный объем отгруженных товаров собственного производства (выполненных работ и услуг собственными силами) участников кластера составил 13680,3 млн рублей, а количество рабочих мест - 2656 ед., из которых более 50% относятся к числу высокопроизводительных.
В настоящий момент участником кластера - ООО «Крахмальный Завод Гулькевичский», занимающего одно из ведущих мест среди российских производителей крахмалопродукто, реализуется приоритетный инвестиционный проект «Организация серийного производства мальтодекстрина». Глубокая переработка зерна и производство импортозависимых продуктов (в том числе мальтодекстрин) являются одним из ключевых направлений развития экономики и полностью удовлетворяют требованиям Президента Российской Федерации В.В. Путина о возрождении перерабатывающих предприятий и увеличении объемов глубокой переработки зерна.
На реализацию проекта планируется привлечь более 2100 млн рублей частных инвестиций, что позволит создать производство нового продукта, ранее не производимого в России, но пользующегося стабильно высоким спросом - мальтодекстрина. Проект обладает высоким потенциалом в части импортозамещения, а также экспортным потенциалом. В период 2013-2017 годов доля импорта мальтодекстрина достигала 100%. С целью ускорения реализации проекта Администрация Краснодарского края на основании постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 6 июня 2017 года № 417 «О мерах по реализации отдельных форм государственной поддержки инвесторам на территории Краснодарского края и признании утратившими силу отдельных постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края» присвоила ему статус одобренного с целью применения налоговых льгот в форме освобождения от уплаты налога на имущество организаций в срок до 2020 года.
В результате реализации проекта на территории России будет налажено производство конкурентоспособного, крайне востребованного продукта, обеспечено развитие смежных областей промышленности, значительно сокращена зависимость отечественного рынка от импорта мальтодекстрина.
В ближайшее время на территории региона будет сформирован промышленный машиностроительный кластер, специализирующийся на производстве сельскохозяйственной техники и оборудования для агропромышленного комплекса, крупногабаритных оцинкованных металлических конструкций, оборудования для фотоэнергетики, нефтегазового комплекса и железнодорожного транспорта. Планируется, что современные производственные предприятия, использующие передовые производственные технологии и образованные по кластер ному принципу, к 2020 году будут составлять основу экономики Краснодарского края.
Все представленные примеры, безусловно, подчеркивают важность формирования промышленных кластеров для реализации политики импортозамещения, увеличения несырьевого экспорта высокотехнологичной продукции, повышение конкурентоспособности приоритетных отраслей промышленности и долгосрочного социально-экономического развития регионов России. Кластерный подход позволяет использовать кооперацию для интеграции и взаимного проникновения производственных цепочек, более эффективной передачи разработанных в научно-академической средетехнологий в промышленность (трансфер технологий), реализации межрегиональных инвестиционных проектов в рамках согласованных индустриальных моделей регионов.