
Компании Краснодарского края постепенно замещают иностранное сырье, масштабируют производство и выходят на новые рынки. Кроме того, некоторые винодельни региона в рамках диверсификации бизнеса начали создавать косметические средства под собственным брендом.
РБК+Юг поговорил с представителями отрасли и выяснил, какую косметическую продукцию сегодня производят на Кубани и как компании адаптируются к меняющимся потребительским предпочтениям и трендам.
Отрасль цветет и пахнет
Косметическая индустрия в России с каждым годом развивается все активнее — об этом говорят число новых производств, ажиотаж вокруг брендов и отчеты аналитиков. Так, по данным информагентства INFOLine, в 2023 году рынок косметики вырос на 17,3% и составил 950 млрд руб.
За три года количество производителей косметики выросло почти вдвое и составило около 3 тыс. на конец декабря 2024 года. В число регионов РФ с наибольшим числом регистраций производителей косметики, по данным Корпорации МСП, вошел Краснодарский край, заняв 4 место с долей в 4%.
На Кубани объем отгрузки химических веществ и продуктов, к которым относятся товары косметики и парфюмерии, превысил 53,5 млрд руб. в 2024 году, что на 11,3% больше, чем в 2023 году. На развитие промышленности власти Краснодарского края направили 3,7 млрд руб. в 2024 году.
В регионе действуют несколько инструментов поддержки, в частности Фонд развития промышленности с капитализацией в 10 млрд руб. Привлеченные средства предприниматели направляют на модернизацию и создание новых предприятий, в результате чего в крае ежегодно растут объемы производства.
В регионе также действуют нефинансовые механизмы развития отрасли, среди них — участие предприятий химпрома в профильных выставках, помогающих производителям презентовать свою продукцию, находить новых партнеров и расширять географию продаж.
Успех производителей также подтверждает их упоминание в различных рейтингах. Так, в список 100 лучших российских брендов косметики и парфюмерии «РБК Стиль» вместе с экспертами включил кубанские «Краснополянская косметика» и «Анапская косметика».
Замещение импортного сырья как импульс развития
Одной из точек развития отрасли является наращивание отечественной сырьевой базы. Наиболее продвинулись в этом направлении компании, формирующие в стране сегмент натуральной косметики.
Бренд «Краснополянская косметика» в 2024 году произвел около 800 тыс. единиц продукции. За год спрос на товары вырос вдвое, что обусловлено увеличением потребительского доверия, расширением ассортимента и акцентом на научный подход, рассказал РБК Кубань сооснователь бренда Дмитрий Серов.
Основное сырье компания выращивает на собственной ферме и не испытывает дефицита компонентов. Кроме этого, организации присвоен статус малого технологического предприятия, что подтверждает не только производство, но и проведение исследований и разработки в области биотехнологий.
«Мы создали качественную научную базу, сформировали штат из молодых сотрудников, которые успешно разрабатывают инновационную продукцию и получают патенты на изобретения. Тенденцией последних лет на российском рынке стало стремление к независимости и импортозамещению», — сообщила на «Форуме в большом городе» в Москве в марте 2025 г. соосновательница компании Кристина Судеревская. Ее слова о развитии бизнеса приводит ресурс «Национальные проекты России».
За последние годы отечественный рынок сырья значительно вырос, однако российское производство пока еще нуждается в некоторых импортных компонентах, считает владелец производственной компании Matsesta Александр Каримов.
Сочинская Matsesta, выпускающая ежемесячно 250 тыс. единиц домашней и профессиональной косметики, активно работает с российскими поставщиками и занимается поиском альтернативных поставок и новых производителей.
«Сложности с сырьем еще присутствуют. Некоторые материалы, такие как натуральные экстракты и определенные типы упаковки, пока трудно заменить качественными российскими аналогами. Мы активно работаем с новыми отечественными производителями и тестируем их продукцию», — сказал РБК Кубань Каримов.
Не только вино
Наряду с появлением в регионе отраслевых компаний непрофильные предприятия активно развивают производство новых продуктов. В последние годы в рамках диверсификации бизнеса винодельни края запускают косметические линейки и занимают свою нишу на рынке.
Винодельня «Шато де Талю» производит широкий ассортимент невинодельческой продукции, в частности натуральную уходовую и декоративную косметику, в составе которой используется косточка винограда. В ее создании задействовано местное производство экокосметики и бытовой химии Kimax. В 2024 году на винодельне продали свыше 15 тыс. косметических средств. По выручке доля продаж данного сегмента составляет 2,56%.
«В 2025 году мы намерены нарастить объем продаж с 2,5% до 5% и выпустить новый продукт на основе виноградной косточки», — отметил в беседе с РБК Кубань гендиректор ресторанно-дегустационного комплекса «Шато де Талю» Александр Константинов.
Управляющий партнер винодельческих проектов Mantra estate и Magnatum и создатель бренда косметики «Поле» Стефания Майорова рассказала, что для производства органической продукции используются растения с территории «Долины Лефкадия» в Крымском районе Краснодарского края.
«Бренд обеспечивает запросы «Долины» и продается только на ее площадках. «Поле» является сопутствующим товаром, поэтому объем производства пока небольшой — 1 тыс. наименований на каждое SKU (единица складского учета). Однако я считаю, что это интересный бренд, имеющий хорошие перспективы развития», — сказала Майорова.
Индивидуальный предприниматель Галина Лифарь производит натуральную эко-косметику на основе винограда и вина под маркой Vinosόfia. На предприятии ежемесячно изготавливают порядка 0,5-1 тыс. единиц различных категорий товаров. До конца 2025 года объем выпуска планируется довести до 5-7 тыс. штук в месяц.
«Мы используем собственное сырье, которое находится вблизи частной винодельни, то есть вторичные продукты виноделия, а также приобретаем дополнительно масло виноградной косточки, так как своего стало не хватать. Остальные ингредиенты закупаем у отечественных поставщиков», — рассказала Лифарь.
Продукция виноделен чаще всего распространяется через винотеки при предприятиях и спецмагазины, однако ключевыми каналами сбыта для всех игроков бьюти-рынка сегодня стали маркетплейсы.
Новые горизонты
Одним из главных трендов развития косметической отрасли в России считается перетекание продаж из офлайн-розницы в онлайн-каналы. По оценкам экспертов, это обусловлено изменением потребительских предпочтений и удобством онлайн-шопинга.
По словам Дмитрия Серова, плюсом онлайн-продаж является доступность товаров по всей России. Продукция «Краснополянской косметики» также распространяется через собственную и партнерскую розничные сети и путем B2B-партнерства («бизнес для бизнеса»). Кроме этого, компания обсуждает варианты выхода на рынок ОАЭ.
Основными каналами сбыта Matsesta выступают маркетплейсы. Компания также активно развивает продажи через отельный бизнес и рестораны, так как курорты все чаще выбирают локальные бренды для создания индивидуальных косметических линий, отметил Александр Каримов. Кроме того, на предприятии обсуждают расширение присутствия в аптеках и спецмагазинах, а также на рынках стран СНГ и Ближнего Востока.
Несмотря на все вызовы, рынок косметики в России сохраняет высокий потенциал роста и развития. По мнению Кристины Судеревской, наступило время, когда российская косметика перестает быть просто альтернативой западной, а становится полноценным трендсеттером.
Министр промышленной политики Краснодарского края Дмитрий Хмелько:
Сегодня Краснодарский край—это не только житница и здравница России, но и сильный промышленный комплекс на юге страны. Благодаря созданной под руководством губернатора Вениамина Кондратьева инфраструктуре мер господдержки, за последние 10 лет регион почти в три раза увеличил объем отгрузки промышленной продукции собственного производства.
Отрасли, развиваемые министерством, занимают второе место по притоку инвестиций и первое — в объеме инвестпортфеля региона. Кроме того, Краснодарский край входит в тройку лидеров в эффективности реализации промышленной политики в России.
Положительную динамику показывают почти все курируемые ведомством отрасли, в том числе парфюмерно-косметическая промышленность. С уходом с отечественного рынка иностранных брендов эта отрасль — одна из самых быстро развивающихся.
По итогам 2024 года по укрупненному виду экономической деятельности «производство химических веществ и химических продуктов», к которому относятся и производства косметики и парфюмерии, объем отгрузки превысил 53,5 млрд руб., что на 11,3% больше, чем в 2023 году. Сегодня в крае работает порядка 15 крупных и средних производителей уходовой косметики и селективной парфюмерии, в том числе ведущие в стране предприятия.
Уверен, что благодаря натуральным ингредиентам, которые используются в таком производстве, и собственным технологиям, кубанская парфюмерно-косметическая промышленность займет свою нишу на российском и зарубежных рынках.