#18 Журнал РБК+Юг, Вчера, 16:55
Инструменты , Краснодарский край ,  
0 

Рады торговать: как Юг России диверсифицирует свой экспорт

фото: пресс-служба компании «Ростсельмаш»
фото: пресс-служба компании «Ростсельмаш»
Экспортеры ЮФО и СКФО активнее начинают выходить за рубеж, отмечают в Российском экспортном центре. Успешно пользуются господдержкой крупнейшие поставщики минеральной воды и зерна, производители парфюмерии и косметики

Не только АПК

Одними из основных товаров, экспортируемых из Южного федерального округа, продолжают оставаться зерно и пшеница. Больше половины экспорта зерна приходится на турецкий рынок. В Северо-Кавказском федеральном округе сельскохозяйственная продукция также является основной статьей экспорта. Между тем в номенклатуре товаров, продаваемых за рубеж, по оценке вице-президента Российского экспортного центра Алексея Солодова, которую он высказал в интервью РБК Кавказ в июле 2024 года, присутствуют товары пищевой и перерабатывающей промышленности, минеральная вода.

Перспективы на экспорт

Бизнес ЮФО и СКФО все больше вовлекается в экспортную деятельность, сообщил РБК+Юг вице-президент Российского экспортного центра Александр Молодцов.

«Мы видим, как экспортеры ЮФО и СКФО все активнее начинают выходить за рубеж, о чем говорит рост количества экспортеров несырьевой неэнергетической продукции за последние годы. Только за прошлый год с нашей поддержкой компании экспортировали на более чем 2,9 млрд. долларов США. В числе компаний, которые уже успешно пользуются государственными мерами поддержки, — крупнейшие поставщики минеральной воды и зерна, производители парфюмерно-косметической продукции и другой промышленной продукции, а также небольшие компании, которые только делают первые шаги на внешние рынки», — рассказал он.

Регионы ЮФО и СКФО имеют возможность развивать экспорт несырьевых категорий товаров и услуг, прокомментировали в пресс-службе РЭЦ.

Руководитель представительства РЭЦ в Краснодаре Владислав Есин подтверждает наличие хорошего потенциала для экспорта несырьевых категорий товаров и услуг.

«Среди них — продукция машиностроения (в частности, сельскохозяйственная техника, оборудование для пищевой промышленности), экспорт текстиля, одежды, обуви и других изделий легкой промышленности, особенно с использованием местного сырья, а также экспорт образовательных программ и технологий, экспорт медицинских услуг, особенно в области курортного лечения и реабилитации», — отметил он.

Помочь частному бизнесу

Экспортный потенциал макрорегиона «Юг» должен реализовываться в том числе через создание промышленных кластеров, уверен Дмитрий Любомудров, сопредседатель Совета промышленной коалиции БРИКС.

«И в них надо реализовывать глубокую переработку сырья, получая продукцию с высокой добавленной стоимостью», — пояснил он.

По его словам, это возможно в рамках вовлечения в такие проекты, как международный транспортный коридор «Север — Юг». Важно строительство инфраструктуры в целом: дорог, газопроводов, коммунальных сетей. Все это стимулирует рост ВРП и должно идти от государства. Параллельно должно идти развитие частного бизнеса, выход его на внешний рынок.

«ЮФО и СКФО не стоит смещать экспортный акцент в сторону продукции инновационных производств. К развитию экспорта это имеет лишь стратегическое отношение. Правильные инновации — это очень долгий и финансово емкий процесс, которому сегодня очень мешает высокая ключевая ставка», — уверен эксперт.

Экспортные возможности макрорегиона подтверждаются лауреатами Всероссийской премии «Экспортер года» по ЮФО. Так, в августе 2024 года в номинации «Экспортер года в сфере промышленности» для крупного бизнеса первое место занял «Абинский электрометаллургический завод», экспортирующий из Краснодарского края стальную проволоку, омедненную сварочную и оцинкованную проволоку, а также арматуру в бунтах.

Лучшим в этой номинации среди МСП стало НПО «Броня» из Волгоградской области, производящее жидкие керамические покрытия серии «Броня» и огнезащитные покрытия. Экспортер приборов для измерения напряжения и силы тока из Волгоградской области ЗПО «Скат» стал лучшим в номинации «Экспортер в сфере машиностроения» среди малых и средних предприятий.

В СКФО в 2024 году лауреатами премии в сфере промышленности (крупный бизнес) стали АО «Невинномысский азот» (Ставропольский край), который экспортирует азотные, фосфорные, калийные и комплексные удобрения, продукцию органического синтеза, ОАО «Компания «Арнест» (Ставропольский край), чья статья экспорта — парфюмерно-косметическая продукция и товары бытовой химии, ООО «Дагестан Стекло Тара», экспортирующее стеклотару.

Стать ключом к транзиту

К факторам, сдерживающим расширение номенклатуры экспорта макрорегиона, в РЭЦ относят «недостаточную развитость инфраструктуры, недостаток у предприятий финансовых ресурсов для модернизации производства, разработки новых продуктов и продвижения их на зарубежных рынках, недостаток квалифицированных кадров, высокие административные барьеры, сложные таможенные процедуры и высокие административные издержки».

Справиться с этими проблемами призван национальный проект «Международная кооперация и экспорт», который был продлен до 2030 года и вступил в силу в обновленной версии с 1 января 2025 года. В числе его целей — обеспечить к 2030 году прирост объема экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее чем на 2/3 по сравнению с показателем 2023 года.

Регионы ЮФО и СКФО могут стать ключевыми транспортными узлами, связывающими Россию со странами Ближнего Востока, Центральной Азии и Закавказья, что открывает перспективы для развития логистических и торговых центров, рассказали в РЭЦ.

«За последние годы регионы значительно нарастили объемы экспорта в дружественные страны, причем некоторые компании ЮФО и СКФО стали именно «транзитными» экспортерами: начали экспортировать продукцию, произведенную в других регионах России», — сообщили в РЭЦ.

Совершенствование условий для дальнейшего раскрытия экспортного потенциала предприятий ЮФО и СКФО — один из приоритетов федеральных и региональных властей, добавил Александр Молодцов.

«Мы работаем над повышением доступности мер поддержки экспортеров. Государственная цифровая платформа «Мой экспорт» аккумулирует все госуслуги и меры поддержки бизнеса, чтобы каждый экспортер мог обратиться к ним из любой точки России в любое время в онлайн-режиме. Через нее экспортеры уже получили около 1,5 млн услуг, которые помогли решить им те или иные бизнес-задачи. Десятки компаний из ЮФО и СКФО уже участвуют в программе «Сделано в России», получают поддержку в продвижении на международных выставках, находят партнеров на бизнес-миссиях, продвигают свою продукцию в национальных павильонах за рубежом и в магазинах Made in Russia на крупнейших международных маркетплейсах», — заявил он.

Вице-президент РЭЦ отметил, что продукция компаний Северного Кавказа и Юга России поступает на рынки более 130 стран мира. Крупнейшие импортеры представлены дружественными странами, что показывает успешную работу предприятий с переформатированием географии российского экспорта. В Российском экспортном центре видят значительный потенциал роста транзитной роли региона по мере развития пропускной способности международного транспортного коридора «Север — Юг».

От первого лица Слюсарь: «Ростовская область должна стать центром макрорегиона Приазовья»
Содержание
Закрыть