— WINEPARK позиционирует себя как пространство, призванное стать одним из центров мировой винной культуры. Каких результатов удалось добиться в текущем году? Как изменились основные экономические показатели?
— Мы позиционировали себя в том числе как реализаторы инициативы, нацеленной на объединение виноделов для внедрения лучших практик. Вот достаточно интересный и показательный пример. В этом сезоне на двух наших фестивалях мы собрали рекордное количество участников рынка: около 40 винодельческих хозяйств из разных регионов страны на каждом. Присутствие такого количества производителей на одной площадке является большой редкостью для индустрии.
Для нас это первый год полного цикла, который, несмотря на все трудности, прошел более чем достойно. За время работы WINEPARK посетили более 95 тыс. человек. Было проведено два крупных фестиваля WINEPARKFest. На ежегодном событии собираются виноделы со всей России, артисты и музыканты. Было проведено две масштабные вечеринки — SunsetVibes, которые посетили более 3 тыс. человек.
— Известно, что Крым оказался отрезанным от остальной части России вместе с югом страны из-за прекращения авиасообщения. Что с турпотоком в этом году?
— Очевидно, что закрытое авиасообщение между Крымом и материковой частью России сказалось на общем турпотоке. Но эти реалии, в которых мы оказались, могут быть и новыми возможностями: все зависит от того, как на них посмотреть.
Сейчас наблюдается большой интерес именно к локальным продуктам, технологиям и историям, поэтому для нас это возможность познакомить с проектом и винной культурой еще большее количество людей. В этом году изменилась география гостей: увеличилось число туристов из ЮФО, а также заметно вырос интерес жителей Крыма к курорту. Причем ехали они к нам не только с желанием погулять по красивому парку, но и узнать много нового.
Нам было очень приятно видеть, что крымчане так сильно интересуются эногастрономией, ну, а мы в свою очередь старались сделать их погружение как можно более запоминающимся и разнообразным. В этом нам помогали уже названные выше фестивали, запущенная серия гастроужинов от ресторана Winekitchen, лекции приглашенных виноделов и многое другое.
— Каких изменений вы ждете в отрасли после внесения поправок в закон о виноградарстве и виноделии, которые, в случае их принятия, позволят строить новые объекты туризма на землях сельхозназначения?
— На самом деле, это очень важный и нужный закон. Он вводит понятие винного туризма как одного из направлений сельского туризма, что побуждает производителей развивать это направление у себя.
Стоит ли говорить, что в мире энотуризм уже давно является сформированной практикой, приносящей в годовой бюджет страны далеко не символические суммы. При этом развитие данного вида туризма приводит к своего рода просвещению туристов в области культуры эногастрономии, а следовательно, и к большему интересу к теме. Получается, это такой замкнутый круг всесторонней выгоды. Поэтому не удивительно, что сегодня все больше хозяйств хотят стать частью этой новой для России истории.
— Что с производственными мощностями? Как изменился подход к технологическому процессу и что будет с ценой в будущем?
— Возможно, это кого-то удивит, но объемы производства российского вина, и крымского в частности, заметно возросли. Речь идет не только о новых гектарах виноградников, увеличению которых способствуют государственные субсидии. Рост качества и объемов отечественного виноделия отмечался и до событий этого года, но запрет ряда стран на экспорт своей продукции в Россию только подстегнул наших производителей, ведь некоторые позиции начали исчезать, а полки пустеть, и их нужно было чем-то занимать. Разные исследования говорят о динамике производства тихих вин в 25–30%, а игристых — в 30–40%.
Финальная стоимость на полках тоже выросла. Факторов, влияющих на это, много: увеличившийся с 1 января акциз на виноград и виноматериал, новые реалии в плане логистики, тот же наблюдающийся рост качества российской продукции. Все это по-своему влияет на конечную стоимость.
— Как вы видите продвижение российского вина в будущем? Эксперты делают ставку на организацию ярмарок в разных городах страны. Что вы об этом думаете?
— Продвижение российской продукции — одна из основных целей WINEPARK. Мы не соперничаем с другими винодельнями, а стараемся максимально взаимодействовать, делимся нашей экспертизой. Мы в WINEPARK стараемся стать такой площадкой, чтобы сформировать вокруг себя сообщество, где всегда будет место открытиям, будь то новые вина, винодельни, имена или просто новый уникальный опыт.
На территории WINEPARK виноделы могут организовать свои мероприятия, познакомить гостей со своей продукцией, выступить с лекцией и поделиться опытом. Мы считаем, что организация подобных тематических ярмарок — это отличный инструмент, но здесь недостаточно просто собрать виноделов и пригласить к ним гостей. Нужно продумать общий концепт, чтобы своеобразную выгоду получили обе стороны.
Опять же, если вы продвигаете отечественное производство, то вы должны не только говорить обо всем известных гигантах, но и много внимания уделять новым маленьким, но не менее интересным проектам.
— Какие планы у WINEPARK по расширению территории виноградников в ближайший год?
— В данный момент в Крыму высажено около 20 тыс. га виноградников. К 2025 году ожидается, что общая площадь вырастет до 25 тыс. Так что, даже если нынешних мощностей пока и хватает, региональному виноделию явно нужно больше. Увеличение масштабов производства и желание поэкспериментировать с новыми сортами на новых терруарах — одни из многих причин, почему площади высаженных лоз продолжают расти.
Признаемся, мы тоже иногда думаем о том, не посадить ли еще что-нибудь. И вот уже совсем скоро на нашем винограднике в парке появится уже третий красный сорт, которым станет «сира».
Плюс ко всему недавно мы обзавелись уже вторым виноградником, который находится в севастопольской зоне, а именно в селе Родном. Сейчас там высажены молодые лозы шести международных сортов винограда на площади чуть более 5 га. В их числе «гренаш», «каберне фран», «совиньон блан», «мерло», «пино нуар» и «шардоне». Всего виноградник занимает 14 га, но в наши планы уже входит увеличение площади посадок из-за уникальности этого терруара.
Село Родное как новую винодельческую область полуострова открыли лишь в прошлом десятилетии. Для Крыма это уникальный и необычный район. Тогда как большая часть местных виноградников высажены с южной экспозицией и получают много солнечного тепла, в Родном его высаживают с северной, при этом на большой высоте. Высокая разница температур позволяет ягоде нагреваться днем и остывать ночью, в результате чего кожица становится плотнее, а стадия полифенольной зрелости наступает до того момента, когда сахара станет с избытком. Наши посадки в Родном являются самым высокогорным виноградником Крыма, поэтому и ожидания от него достаточно высоки.
— Как вы оцениваете итоги по сбору урожая винограда в Крыму? Какая доля винограда будет использована в работе, планируете ли делиться с другими регионами?
— В этом году в стране удалось собрать 770 тыс. тонн, из которых примерно 123 тыс. приходятся на Крым. На самом деле это не космические результаты. Зачастую наши винодельни покупают виноград друг у друга. Причины как в желании поэкспериментировать с новым сортом, так и в необходимости восполнить потерянный по тем или иным причинам виноград и т.д.
Покупать сырье здесь, на понятном терруаре, и проще, и рисков меньше. Крым в плане внутренней купли/продажи винограда вполне самодостаточен, и этого урожая хватает для того, чтобы закрыть потребности местных виноделов. Но вот если смотреть на покупку винограда глазами винодела из более северных регионов, то более привлекательно выглядят регионы с большим урожаем, чем собирается в Крыму.
Реклама, https://www.winepark.ru, 18+