Решения , Краснодарский край ,  
0 

В правильный порт: как морская инфраструктура Юга становится «умнее»

Фото: teksomolika, freepik.com
Фото: teksomolika, freepik.com
И зачем это нужно бизнесу и государственным организациям

2022 год показал, что благосостояние — как целых отраслей, так и каждого жителя в России в частности — зависит не только от курса рубля и уровня зарплат. Одной из важнейших задач стало налаживание логистики и оптимизация транспортной инфраструктуры, без которой товар не дойдет до покупателя. И не важно, что это — тысячи тонн нефти или недорогая покупка с маркетплейса. Кроме того, стимул к росту транспортная инфраструктура Юга получила из-за временного ограничения на полеты.

И, когда мы говорим о транспортной сфере в Краснодарском крае, то одну из ключевых ролей играют морские перевозки. С одной стороны — огромные перевалочные предприятия, такие как Новороссийский морской торговый порт. А с другой — множество перевозчиков поменьше, без которых тем не менее не может осуществляться транспортировка грузов по Азовскому и Черному морям.

Впрочем, хотя стратегия по цифровизации портовой и иной морской инфраструктуры в стране действует уже не первый год, активизировался этот процесс относительно недавно. Разумеется, выбирают, как правило, отечественное ПО, а главная цель — повысить скорость и эффективность работы портов и судов.

Говорит море

Когда речь заходит о цифровизации какого-либо бизнеса, то обычно звучат общие термины: SaaS, Big Data, M2M. Разумеется, все это абстракции, за которыми кроются вполне конкретные, заточенные под решение узких задач продукты. Например, сфера применения М2М («машина — машине») очень широка, и фактически к этой технологии относится любое устройство, способное самостоятельно передавать какие-либо данные.

На практике — это сим-карты в плавучих и береговых светящихся навигационных знаках и других объектах портовой инфраструктуры. В частности, такой проект уже много лет реализуется Росморпортом в Новороссийске, где оператором является компания МТС.

Сим-карты были установлены более чем на 60 объектах средств навигационного оборудования с целью регулярной передачи СМС с информацией об их техническом состоянии. Мониторинг состояния СНО в режиме реального времени позволяет оперативно устранять возникшие неисправности в случае их появления, что в свою очередь ведет к повышению уровня обеспечения безопасности мореплавания.

Переход инфраструктуры на цифровое отслеживание важен еще и в связи с человеческим фактором. По данным Ространснадзора, 23% от всех аварийных ситуаций с российскими судами происходит не в море, а в портах. А порядка 90% от всех морских аварий, по данным аналитиков, вызваны именно человеческим фактором.

Не так важно, чем именно занимается компания, имеющая в своем распоряжении суда. «Цифра» на море упрощает многие процессы и помогает в решении самых разных задач.

Вплоть до наличия интернета на борту корабля, что может показаться банальным на суше, но является достаточно нетривиальной задачей вдали от берега. В частности, Сеть на борту оказалась необходима «Морспасслужбе», которая оборудовала свои суда сим-картами.

«Помощник» капитана

На самом деле, одной из больших проблем судоходства является зависимость многих процессов от человека. И решить ее одним только М2М не получится, поскольку по ту сторону «провода» находится вовсе не «цифра». И в данном случае нужно уже не «машина — машине», а «машина — человеку».

Фото: teksomolika, freepik.com
Фото: teksomolika, freepik.com

Соответствующий сервис разработало ПАО «МТС», и речь идет о голосовом помощнике, способном самостоятельно передавать диспетчеру на берегу нужные данные в правильном виде. И он полезен не только для крупных организаций, но буквально для каждого обладателя яхты или лодки, что для Юга России крайне актуально.

«Только в Краснодарском крае в море каждый день выходят около 6 тыс. судов, и не всегда у экипажа получается своевременно дозвониться до погранзаставы. Передавать данные нужно устно, по телефону или радиосвязи, что бывает очень неудобно», — пояснил создатель платформы VoiceBox Евгений Петровский.

На основе этого продукта был создан чат-бот, способный в режиме онлайн собирать информацию от владельцев судов и передавать текст для синтеза голосового сообщения.

Диспетчер слышит именно речь, причем данные оформлены в требуемом правилами порядке. Кроме того, бот самостоятельно дозванивается до погранзаставы, и человеку не нужно стоять с трубкой и отвлекаться на подобные действия.

Учитывая, что сервис VoiceBox предназначен для широкого круга пользователей, его можно настраивать с учетом разных задач, создавать различные скрипты, подбирать голос и т.д. Удобно, кстати, для людей, не очень хорошо или с акцентом говорящих по-русски. А управлять голосовым помощником можно из личного кабинета.

По словам генерального директора «ТМТ Консалтинг» Константина Анкилова, сегодня трудно представить какую-либо отрасль, в которой была бы не нужна и не велась цифровизация.

«Запрос на IT-сервисы огромный, и в условиях ограниченного доступа к иностранным цифровым решениям важно, чтобы российские интеграторы поняли, что необходимо как можно быстрее заполнять ниши, удовлетворять спрос там, где он есть», — считает эксперт.

При этом, как показывает практика, применяться эти решения могут в самых разных сферах, вопрос лишь в том, кто быстрее предложит свои продукты в конкретной отрасли.