За последние три месяца россияне уже привыкли к ситуации, в которой из нашей страны одна за другой уходят иностранные компании — от всем доступных McDonald’s и IKEA до узкорыночных люксовых брендов. Некоторые просто закрывают онлайн— и офлайн-магазины, другие продают бизнес российским партнерам (например, как Renault продал долю в АвтоВАЗе), третьи приостанавливают деятельность, как говорится, до лучших времен (к примеру, H&M или Carlsberg).
Так или иначе кардинальные изменения в структуре российского рынка затрагивают всех жителей нашей страны вне зависимости от того, насколько человек пользовался предоставляемыми иностранным производителем товарами и услугами.
Отношение в обществе к этому коммерческому исходу неоднозначное. Пока одни бьют себя в грудь и надеются на импортозамещение, другие пытаются найти пути обхода запретов, третьи грустят от невозможности приобрести полюбившиеся (а порой — и жизненно необходимые) товары.
Однако далеко не все знают, насколько серьезные процессы происходят за снятием ярких вывесок с фасадов торговых центров и громкими заявлениями властей и топ-менеджмента. Просто уйти с рынка, хлопнув дверью, в условиях сегодняшней экономики, где все взаимосвязано, невозможно. К тому же нередки случаи, когда иностранные бизнесмены владеют долями в российских компаниях (к примеру, в нефтегазовом секторе).
Разобраться во всех хитросплетениях юридической стороны дела без специалистов очень сложно. Более того, каждый случай настолько уникален, что следовать по единой схеме невозможно.
В краснодарской юридической компании «Золотое правило» придумали выход из сложившейся ситуации. Для каждого клиента, попавшего в сложное положение из-за наличия иностранного капитала, юристы разрабатывают так называемую корпоративную дорожную карту, в которой учитывают все особенности построенного бизнеса и пожелания в его дальнейшем функционировании.
Так, в «Золотое правило» обратился клиент — ООО с долей иностранной компании. Для продолжения нормальной работы иностранная сторона решила выйти из числа владельцев.
Юристы составили дорожную карту, в которой прописали условия и порядок отчуждения доли иностранной стороной, изменения устава и другие аспекты. На втором этапе специалисты подготовили проекты необходимых договоров.
При составлении дорожной карты юристы «Золотого правила» рассмотрели варианты выхода иностранной компании из ООО: купля-продажа, выход из общества, дарение и т.д., учли все нюансы — от налоговых рисков до согласования сделок антимонопольным органом.
Понятие дорожной карты для российского обывателя совсем не новое. Правительство страны периодически анонсирует подготовку такого вида документов с целью реализации масштабных проектов (к примеру, по созданию систем накопления энергии или по внедрению новых подходов к управлению незавершенными строительными объектами). Преимущество дорожной карты заключается в том, что там прописывается подробный план действий, различные варианты выполнения задач, этапы, сроки, риски, сценарии развития. Это очень кропотливая работа, однако в результате складывается полная картина обстановки и возможных вариантов развития ситуации.