В основном россияне улетают в Армению, Грузию, несколько реже в Турцию — именно эти направления сейчас можно назвать наиболее доступными для быстрого переезда. В случае с первыми двумя вариантами жизнь будет еще и комфортной — местные жители знают русский язык, а их культура и мышление также близки нашим соотечественникам. Но так кажется только на первый взгляд.
Новые эмигранты — кто они
В конце марта глава Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко сообщил, что, по его данным, Россию за месяц покинули 50–70 тыс. специалистов, занятых в IT-отрасли, еще 70–100 тыс. человек готовятся покинуть страну в апреле. О массовых отъездах заявляют представители и креативных индустрий: писатели, музыканты, кинопродюсеры, журналисты, специалисты по PR и маркетингу. Словом, все те, у кого есть возможность работать удаленно или быстро интегрироваться в местный рынок труда.
И если состоятельные россияне могли перебраться в Европу или США, учитывая частое наличие двойного гражданства, то у среднего класса выбор значительно меньше. При этом нынешним эмигрантам важно было сохранять сопоставимый с российским (а в идеале даже лучший) уровень жизни. Именно поэтому выбор многих остановился на Армении и Грузии — к тому же эти страны близки к России географически, что позволяет поддерживать связь с оставшимися родственниками и друзьями, там большая доля русскоязычного населения и нет визовых ограничений. Кроме того, в Армении, что сейчас особенно важно, работает и карта «Мир».
Местные «Патрики»
Если поначалу все делились восторженными отзывами о комфортном климате, гостеприимстве жителей и низком уровне цен, то всего месяц спустя ситуация поменялась. Ереван даже называли местными «Патриками»: невозможно выйти из квартиры, чтобы не встретить московских знакомых.
Приток платежеспособных эмигрантов повлиял и на рост цен. Так, издание Armenia Today сообщило, что средняя стоимость аренды квартир в отдаленных районах Еревана сейчас достигает $450–500, в центре города начинается от $700 в месяц, «что существенно выше устоявшихся в последние годы цен» и сопоставимо с московскими. Стоимость продуктовой корзины также сравнима с московской, следует из сайтов местных магазинов.
Наконец, за месяц усилились и конфликты с местными жителями. Так, опрошенные изданием The Village (издание признано иноагентом) жители Тбилиси отмечали, что новые эмигранты даже не пытаются интегрироваться в местное общество, занимают рабочие места и вызывают опасение, что столь массовый переезд ухудшит отношения между правительствами стран, что приведет к политической нестабильности.
Затянувшийся отпуск
Безусловно, решение эмигрировать, принятое спонтанно и скоропостижно, часто вызвано эмоциями. И, столкнувшись с необходимостью заново устраивать быт, находить общий язык с местными жителями и жить на рублевые доходы, многие решат прекратить такой «долгосрочный отпуск» и более основательно подготовиться к переезду — либо найти новые стимулы для жизни в России.