От хаоса к красоте: зачем в Сочи проводят конкурс на концепцию набережной
Новости партнеров Краснодарский край
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

От хаоса к красоте: зачем в Сочи проводят конкурс на концепцию набережной

В Сочи летом завершится конкурс на концепцию центральной набережной. Ее реконструкция может стать крупнейшим со времен Олимпиады градостроительным проектом

Набережная Сочи долгое время являлась одной из самых болевых точек города. Неэстетичная, устаревшая и хаотично застроенная торговыми объектами, она не соответствует статусу известнейшего российского курорта, считают эксперты. В ближайшее время это может измениться — первым этапом преобразования городского пространства станет создание концепции.

В конце марта в Сочи завершился первый этап закрытого международного конкурса на разработку концепции центральной набережной города. Из 38 заявок выбрали восемь финалистов — архитектурных бюро с мировой известностью. В ближайшие два месяца они разработают свои проекты для представления жюри, сообщается на сайте конкурса.

«При отборе мы обращали внимание на опыт участников, а также на то, насколько инновационные и креативные решения они смогут предложить. Представленные портфолио показали, насколько профессионально команды подходят к вопросам развития территорий, чутко рассматривают вопросы экологии, многофункциональности, насыщения территории различными сценариями как для туристов, так и для горожан», — прокомментировал главный архитектор Сочи Антон Глушков.

С 26 мая по 3 июня члены жюри оценят их работы, победителя представят 4 июня. Призовая премия победителя утверждена в размере 6 млн рублей. Общий призовой фонд был увеличен до 30 млн рублей. Инициатором конкурса выступила администрация курорта Сочи при поддержке оператора ГК «Метрополис».

В составе жюри представители властных структур федерального, краевого и муниципального уровней — в частности министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин, губернатор Кубани Вениамин Кондратьев, вице-губернаторы Краснодарского края Андрей Алексеенко и Александр Руппель, мэр Сочи Алексей Копайгородский, главный архитектор Сочи Антон Глушков, представители профессионального сообщества.

Новая концепция центральной морской набережной будет разрабатываться в течение двух месяцев в рамках стратегии развития «Новый Сочи». Территория, о которой идет речь, находится в центре города-курорта. Она представляет собой променадный участок в 2,5 км, пролегающий от Морского порта до парусного центра «Юг-Спорт». Предполагается, что за счет создания искусственной территории площадью в 55 га ее удастся расширить на 300 метров в сторону моря.

Основные задачи, которые ставят организаторы перед участниками — создание такой концепции, которая позволит сформироваться высококачественной сервисной среде мирового уровня.

Среди основных проблем, которые должны будут решить участники конкурса это отсутствие интеграции в городскую среду и единой доминирующей архитектурной составляющей, низкое качество инфраструктуры и монофункциональность существующей набережной. По оценкам экспертов, в настоящее время она не вписывается в архитектурно-исторический контекст остальной части города, не имеет точек притяжения и не удовлетворяет запросам целевой аудитории.

Концепция на выходе предусматривает создание многослойной инфраструктуры, включающей культурные, деловые, пляжные, спортивные и рекреационные составляющие. Среди других требований к работам — использование современных градостроительных решений, инклюзивность, а также интеграция в городскую среду. Участники должны будут учесть общую ситуацию в этой части города, транспортную сеть, прилегающую к территории, архитектурный облик и прочее.

От архитектуры к мировоззрению

По словам руководителя группы компаний «Метрополис» Анны Невзоровой, концепция позволит решить существующие проблемы территории. Вместо узкой прибрежной полосы планируется создать современную точку притяжения.

А идея сделать ее насыпной не нова – так, в 40-х годах прошлого века ее создавали путем насыпи. Но со временем полоса размылась морем.

«В настоящее время в Сочи набережной по сути практически нет. Пляжей не хватает, а потребность в них растет. Проблема эта была актуальна еще до Олимпиады. К сожалению, или к счастью, проект, который тогда разрабатывался, не был реализован. Значительно поменялись запросы на среду, и людям уже мало просто лежать на солнце, важна культурная составляющая. Поэтому очень здорово, что в этот проект включена еще и досуговая часть», — считает архитектор Наталья Захарова.

По ее словам, определение концепции развития территории через конкурс не является распространенной практикой для Сочи. Это существенный минус, так как данная схема позволяет получить на выходе интересные идеи.

Главный архитектор Краснодарского края Илья Поздняков рассказал, что конкурсы такого масштаба проводятся редко. В результате работы архитекторов такой важный объект, как набережная Сочи получит новый функционал, возможно создание культурного центра, строительство яхтенной марины и площадок для проведения концертов и деловых мероприятий.
«Задачи, которые стоят перед участниками, настолько многогранны, что, наверное, до того, как мы получим результаты работ, сложно давать оценки и говорить, что должно быть на выходе. Безусловно, одна из основных задач, которую должны решить проектировщики, это создание новых сценариев использования территории», — прокомментировал Поздняков.
Набережная для курортного города — центральный элемент, связывающий его части, считает убранист Святослав Мурунов.

«Это уникальное центральное место, от которого отстраивают свою идентичность горожане. Через нее получают свое впечатление о курорте туристы. Набережная — своего рода зеркало состояния города, которое отображает общую ситуацию», — отметил он.

В настоящее время в Сочи это место является наследием 90-х годов прошлого века и отражением хаоса управленческий решений, потребительских желаний и предпринимательских решений того времени, рассказал урбанист.

Создание концепции — только одна из сторон процесса, требуемого для трансформации территории, считает урбанист. Она визуально приведет набережную в порядок, придаст единый стиль. Но на следующем этапе требуется менять систему управленческих решений. Иначе есть риски, что идеи останутся на бумаге.

«Хорошо, что архитекторы начинают затрагивать центральные темы городского развития. В Сочи произошел существенный сдвиг в плане градостроительства, появилось множество структур, которые занимаются урбанистикой. Но нужно затрагивать вопросы политические, социальные, транспортные, управленческие. Если их игнорировать, есть риски, что хорошей набережной в перспективе может не появится и все вернется к старым форматам использования. Нужно не только сменить архитектуру, но и трансформировать подход к эксплуатации, поиску арендаторов», — уверен эксперт.

Винодельня «Скалистый берег», парк «Краснодар» и Дубаи: чем известны участники

Победителями отборочного этапа стали крупные международные бюро. Среди них, в частности, немецкая компания GMP, занимавшаяся созданием дизайна стадиона и парка «Краснодар», а также проектом реконструкции кинотеатра «Аврора» в кубанской столице.

Разработает свою версию консорциум IND architects, Royal Haskoning DHV и LDA Design. Среди известных проектов — мастер-план Альметьевска, Самара-Арены, проект реконструкции кинотеатра «Горизонт», винодельня «Скалистый берег» в Краснодарском крае, Пальм Джумейра в Дубае и набережная Центра Туризма и Яхтенного Спорта в Абу-Даби, мастер-план парка Горького в Москве.

Также участвует российское архитектурное бюро «Проект Меганом», которое существует с 1998 года. Среди наиболее значимых и последних работ — реконструкция комплекса зданий музея им. А. С. Пушкина, небоскреб 262 Fifth в Нью-Йорке, мастер-план нового района ЗИЛ в Москве, музей современного искусства в Калининграде. Еще один победитель, консорциум ADEPT (Дания) + MegaBudka (Россия), является победителем многочисленных международных конкурсов по архитектуре и городскому планированию.

Итальянское бюро FUKSAS ранее занималось разработкой проекта нового аэропорта Геленджика. Оно было основано итальянским архитектором Массимилиано Фуксасом в конце 1960-х годов. За последние 40 лет компания разработала более 600 проектов, в их числе терминал аэропорта в Шэньчжэне (Китай), центр государственных услуг в Тбилиси (Грузия), здание музея в Понтедера (Италия), культурные центры в Чэнду (Китай) и в Яффе (Израиль).

Нидерландское UNStudio имеет в своем портфеле более 120 проектов, реализованных в Европе, Азии, на Ближнем Востоке и в Северной Америке. Среди знаковых проектов — музей «Мерседес-Бенц» в Германии, эко-остров South Sea Pearl и многие другие.

Mangera Yvars Architects было основано в 2001 архитекторами Али Мангера и Адой Иварс Браво. Отделения мастерской находятся в Лондоне и в Барселоне. Среди крупных работ — проект ECO Tower в Индии, мастерплан Дубаи, музей Arar в Саудовской Аравии. Последний претендент — консорциум MASTER'S Plan, Cushman & Wakefeld и архитектурное бюро Parsec (Россия).