Председатель Наблюдательного совета КБ «Кубань Кредит» ООО Виктор Бударин рассказал о стратегии развития кредитной организации, почему важно кредитовать реальный сектор экономики, как Банк помогал бизнесу в период коронавирусной пандемии и каким он видит банковскую сферу в будущем.
— Виктор Константинович, чем современная банковская отрасль отличается от той, которая была 20-25 лет назад?
— Банки сегодня и банки тогда — это абсолютно разные институты. Изменилось многое: структура, инструментарий, скорость и принципы работы, стандарты обслуживания, клиентоориентированность, продуктовое наполнение, технологии... Раньше банки были узкопрофильными учреждениями, сейчас — это настоящие финансовые помощники, благодаря которым клиенты реализуют свои планы и осуществляют мечты: создают и развивают бизнес, приобретают собственное жилье, получают образование, путешествуют. Банки стали неотъемлемой частью нашей жизни, и, я уверен, их значимость в дальнейшем будет только расти.
— Какие периоды в истории Банка «Кубань Кредит» были самыми сложными, и как Вы справлялись с этими трудностями?
— Мне кажется, в банковском бизнесе не бывает легких периодов. Требуются высокая концентрация внимания и большая умственная работа. Надо постоянно наблюдать за колебаниями рынка, анализировать состояние финансовой системы, отслеживать тренды в обществе и запросы потребителей. Полученные сведения затем помогают спрогнозировать риски, скорректировать и перенастроить собственную бизнес-модель. Чем быстрее будут реакция и последующие решения, тем устойчивее будет банк к внешним и внутренним риск-факторам. Тем больше он будет конкурентоспособным и стабильным.
Такой подход используется в руководстве Банком «Кубань Кредит». За свою 27-летнюю историю мы успешно преодолели несколько экономических кризисов. Каждый из них наделял нас новыми знаниями и пониманием дальнейшего пути развития. Именно поэтому «Кубань Кредит» сегодня является ведущим региональным банком Краснодарского края и системообразующим банком Южного федерального округа.
— Что подразумевает под собой стратегия развития Банка и насколько точно «Кубань Кредит» выполняет заложенные в ней показатели?
— «Кубань Кредит» много лет хорошо известен в среде регионального бизнеса, и некоторые наши технологические решения в свое время специально разрабатывались под запросы этих клиентов. Но в последние годы Банк активно развивает и розничное направление, соответственно, идет изменение всей нашей внутренней инфраструктуры. Это и отражено в стратегии Банка на период 2018-2021 годов.
Нам не нужен резкий рост. Мы всегда придерживаемся линии постепенного и органичного развития.
— Ведется ли уже обсуждение следующего цикла стратегии? Какие будущие ориентиры Вы ставите перед собой?
— Мы стремимся значительно диверсифицировать основные виды своей деятельности, внедрить современные финансовые инструменты и поменять некоторые приоритеты.
Например, в области корпоративного кредитования акцент будет сделан на качество портфеля, а не на его объем. Банк России взял курс на снижение ключевой ставки. В таких условиях маржинальность кредитования падает, и спрогнозировать последствия этого падения в сегодняшней экономической ситуации довольно сложно. Поэтому мы будем внимательно изучать соотношение риска и доходности при выдаче кредитов предпринимателям.
Продолжим наращивать и переформатировать офисную сеть. Широкое присутствие Банка в регионах важно с разных точек зрения. Мы получаем новые площадки, которые увеличивают наши конкурентоспособность и доступность для юридических и физических лиц. В то же время это создает дополнительные каналы коммуникации с клиентами. Обратная связь помогает Банку постоянно улучшать качество и разнообразие продуктовых предложений и сервисов.
— Рассматривается ли переход КБ «Кубань Кредит» от статуса регионального банка к федеральному?
— Для меня, как человека родом с Кубани, важно, чтобы Банк целенаправленно работал на экономику Краснодарского края и всего Южного федерального округа. На мой взгляд, в статусе регионального банка «Кубань Кредит» с этой задачей справится лучше.
Мы, в отличие от крупных федеральных игроков, гораздо ближе к потребителям банковских продуктов, ведь наша деятельность строится на тесном взаимодействии с людьми. Когда Банк создавался, стояла задача сделать его своим для большинства предпринимателей и жителей юга страны. Мы понимаем местные реалии, знаем отраслевую специфику южных регионов, а долгие годы присутствия на рынке научили чувствовать потребности предприятий и населения, поэтому «Кубань Кредит» остается востребованным клиентами.
— На протяжении нескольких лет «Кубань Кредит» входит в Топ-10 банков страны по объему корпоративного кредитного портфеля. Почему Банк считает важным активное кредитование реального сектора экономики?
— Кредитование реального сектора экономики всегда будет привлекательным для банковского сектора. И не только, как источник получения дохода. Предоставление займов предприятиям, особенно из сегмента МСБ, интересно и с позиции потенциала экономического роста. Скажем, малый и средний бизнес в отличие от крупного быстрее находит и осваивает новые ниши, которые будут интересны потребителям, оперативнее меняет их в зависимости от экономической конъюнктуры. Это создает новые рабочие места, приносит государству дополнительный доход в виде налогов, увеличивает благосостояние жителей.
Таким образом, кредитование реального сектора стимулирует основные экономические и социальные процессы внутри страны, формирует внутренний валовый продукт и экономически активные слои населения, развивает инфраструктуру, необходимую для благополучной жизни.
— Что послужило толчком для бурного развития в Банке ипотечного кредитования, благодаря которому КБ «Кубань Кредит» стабильно находится в Топ-25 ипотечных банков России?
— Население Краснодарского края и Ростовской области постоянно растет. Прекрасные климатические и географические условия наших регионов, развитая экономика, хороший достаток населения и еще целый ряд положительных характеристик сформировали большой миграционный приток, который начался в 1990-х годах и не прекращается до сих пор. Из-за массового переезда возник высокий спрос на жилье, что, в свою очередь, привело к бурному развитию строительной отрасли. И Краснодарский край неслучайно в течение многих лет на равных соперничает с Москвой и Санкт-Петербургом по объемам жилищного строительства.
Большинство из тех, кто переезжает на Кубань и в Ростов-на-Дону, покупают жилье в ипотеку. Поэтому задачей Банка «Кубань Кредит» была разработка предложений, которые составят серьезную конкуренцию признанным лидерам на ипотечном рынке. Это удалось сделать благодаря партнерству с крупнейшим объединением застройщиков юга «ВКБ-Новостройки». Наши совместные продукты рассчитаны на различные категории покупателей, привлекают доступной ценой квадратного метра, невысокой процентной ставкой и большим выбором квартир в современных благоустроенных микрорайонах. Это определило большой интерес наших клиентов к ипотечному кредитованию и способствовало его развитию в Банке.
— В последние годы крупные банки инвестируют и развивают направления, которые не относятся к классическому банкингу. Это касается, как совместных со сторонними компаниями проектов, так и самостоятельных. Рассматривает ли «Кубань Кредит» в перспективе реализацию подобных программ?
— Интересы общества сейчас настолько широки и так быстро меняются, что вполне объяснимо желание банков находиться в тренде и быть максимально близкими к людям. Тем более, это может приносить дополнительный доход.
В принципе, я положительно отношусь к этому и не вижу ничего зазорного в создании банками бизнесов за рамками основной деятельности. С другой стороны, считаю, что не стоит сильно увлекаться и забывать о своем изначальном предназначении. Лучше быть приверженцем традиционного банкинга и добиться результатов в нем, чем уделять много внимания сторонним проектам и не преуспеть нигде.
На мой взгляд, оптимальная модель банка сегодня — это широкая линейка классических банковских продуктов и цифровые сервисы, которые максимально упрощают для клиента процедуру получения финансовых услуг. К такой модели стремится Банк «Кубань Кредит». Хотя не исключаю, что в будущем мы тоже будем заниматься направлениями, выходящими за рамки банкинга.
— Сегодня нельзя обойти стороной тему экономического кризиса на фоне пандемии COVID-19. Насколько «Кубань Кредит» оказался готов ему противостоять?
— Следует понимать, что нынешний кризис не связан с финансовой системой. Он вызван коронавирусной эпидемией. Его невозможно было предсказать, и сложно спрогнозировать, как ситуация будет развиваться. Поэтому готовых кейсов, что делать дальше, нет ни у кого. Все решения принимаются в зависимости от обстановки и исходя из собственных компетенций.
Банку «Кубань Кредит», конечно, очень помог опыт успешного преодоления прошлых финансовых кризисов. Но все равно требовались существенные изменения в организации процесса клиентского обслуживания. Банк должен любить своего клиента, потому что именно от клиента зависит здоровье банка. Мы изменили график работы дополнительных офисов, улучшили каналы коммуникации и информационного обмена, разработали новые инструменты взаимодействия с предпринимателями, юридическими и физическими лицами.
— Были ли опасения по поводу сворачивания бизнеса корпоративными клиентами и, как следствие, невыплаты ими кредитов? Какие меры были предприняты Банком, чтобы это предотвратить?
— Поддержка корпоративных клиентов была для нас особенно значима, потому что Банк исторически тесно сотрудничает с представителями бизнеса. Сегодня мы обслуживаем более 34 000 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на протяжении ряда лет входим в Топ-10 отечественных банков по объему корпоративного кредитного портфеля.
Во время пандемийного кризиса клиенты обращались в Банк по вопросам реструктуризации кредитов и «кредитных каникул», за новыми займами для поддержания или возобновления деятельности. Там, где мы могли пойти навстречу, мы это делали. Нельзя быть другом только в хорошие времена. Важно сохранить доверие и лояльность клиентов.
— Что означает для КБ «Кубань Кредит» включение в число кредитных организаций, уполномоченных Минэкономразвития РФ на поддержку бизнеса в рамках государственных программ, которые были утверждены Правительством России?
— Для нас это своего рода комплимент, признание на самом высоком уровне заслуг Банка в работе с бизнесом. Это еще одно подтверждение правильности выбранной нами бизнес-стратегии на время пандемии и положительная оценка мер поддержки, которые «Кубань Кредит» стал оказывать корпоративным клиентам.
— Многие банки столкнулись с оттоком денежных средств физических лиц. Какая работа велась Банком для минимизации этого процесса? Что делается сегодня?
— Массовое снятие частными клиентами денежных накоплений и закрытие депозитов в банках — довольно частое явление для России в периоды неопределенности в экономике. Сказывается горький опыт, который многие наши соотечественники получили в 1990-х годах, когда лишились своих сбережений. Но за минувшие годы банковская система страны полностью сформировалась и окрепла, стала устойчивой к кризисным ситуациям. Поэтому отток денежных средств физических лиц носит временный характер, и сегодня мы наблюдаем, как объем вкладов в Банке начинает возвращаться к докризисным значениям.
— Кризис послужил хорошим стимулом для ускорения полной цифровизации банковских услуг. Как этот тренд отразился на деятельности КБ «Кубань Кредит»?
— Переход сферы услуг, не только банковских, в цифровое пространство — это новая реальность. Кто быстрее и эффективнее к ней приспособится, тот и будет больше в выигрыше.
Банк «Кубань Кредит» уже несколько лет занимается созданием высококонкурентной системы дистанционного обслуживания, и пандемия позволила нам в полной мере проверить возможности своих онлайн-сервисов в режиме 24/7. Радует тот факт, что система практически без нареканий выдержала возросшую на нее нагрузку. За весенние месяцы количество онлайн-клиентов увеличилось на 20%. Число операций по некоторым направлениям выросло в разы и простимулировало реализацию новых дистанционных услуг. Плюс мы увидели, где необходимо скорректировать работу по цифровизации и чему дать дополнительное развитие.
Вместе с тем, опыт показывает, что полностью отказаться от личного общения, в первую очередь, с бизнесом не получится еще долго. Невозможно разработать универсальный банковский продукт, чтобы он подходил всем. В Банк нередко обращаются клиенты с нестандартными ситуациями, которым нужны особые условия, а сегодняшние цифровые технологии не обладают возможностями персонализации. Следовательно, преимущества получают банки, практикующие общение с потребителями с глазу на глаз и использующие цифровые решения, как инструмент для обеспечения клиентов более качественным сервисом.
— «Кубань Кредит» — один из главных благотворителей Краснодарского края и Юга России. Почему для Вас так важна благотворительная деятельность?
— Жизнь Банка включает в себя не только экономическую сторону. «Кубань Кредит» такой же участник процессов, происходящих в обществе, как и все остальные. Но мы хотим не просто в них участвовать. Нам интересны проекты, которые развивают общество с социальной, культурной, образовательной сторон. Поэтому Банк всегда поддерживает учреждения социальной инфраструктуры: музеи и театры, школы и вузы, интернаты и больницы.
Когда началась пандемия коронавируса, «Кубань Кредит» одним из первых в регионе пришел на помощь тем, кто в ней нуждался больше остальных — медикам, благотворительным фондам и организациям, многодетным семьям. Только так Банк может жить полноценной гармоничной жизнью. Быть полезным в различных сферах — это наше назначение, наша задача.
— Минувшая весна, опять же по причине кризиса, была отмечена сокращением рабочих коллективов и заработной платы на многих предприятиях. В КБ «Кубань Кредит» не было сокращений, и все выплаты производятся в полном объеме. Это результат успешного преодоления Банком экономических сложностей или показатель высокой социальной ответственности собственника?
— Высокий уровень корпоративной социальной ответственности — это предмет особой гордости КБ «Кубань Кредит». Мы не рассматривали вопрос сокращения персонала ни во время пандемии, ни в другие непростые времена. С началом ограничительных мер Банк постарался по максимуму обезопасить своих сотрудников. Около 60% коллектива было переведено на дистанционную работу. Те, кто продолжил обслуживать клиентов, были обеспечены необходимыми средствами индивидуальной защиты. Все сотрудники получали в полном объеме заработную плату и причитающиеся выплаты.
Несмотря на все сложности, специалисты обеспечивали бесперебойную работу Банка и подтвердили, что являются нашим главным капиталом.
— Какими Вы видите банковскую систему и Банк «Кубань Кредит» в частности в ближайшие 10 лет?
— Технический прогресс неизбежно движется в сторону создания единой цифровой среды, в которую будут вовлечены все участники рыночных отношений и государственные органы. Для банков это гораздо упростит документооборот и информационный обмен, сократит время рассмотрения заявок и предоставления банковских продуктов, сделает широкий доступ к цифровым портретам потенциальных клиентов. Набор банковских услуг останется прежним, но банковские процессы изменятся за счет облачных решений, развития BigData и «искусственного интеллекта», роботизации. Это позволит оперативно формировать и доставлять до потребителя предложения, ориентируясь на его запросы и финансовые возможности.
Что касается Банка «Кубань Кредит», у нас свои уникальные отношения с клиентами в Краснодарском крае, Ростовской области и Республике Адыгея, и нам важно их сохранить. Будем подтверждать высокое доверие к Банку сочетанием классических банковских продуктов, удобных цифровых сервисов и первоклассного качества обслуживания. Это укрепит наши позиции на региональном рынке, сделает «Кубань Кредит» еще более клиентоориентированным и конкурентоспособным.
Генеральная лицензия Банка России № 2518