Выход из офиса
Переход на «удаленку» — один из самых актуальных трендов для бизнеса в 2020 году. Чтобы выжить, предпринимателям пришлось пересмотреть взгляды на привычные процессы: запуск новых проектов, взаимодействие между сотрудниками, партнерами и клиентами, маркетинговые задачи.
По данным консалтинговой компании Naumen, с начала объявления самоизоляции режим удаленной работы внедрили 78% компаний. При этом на режим home office перешли 53% сотрудников. Такие противоречия связаны с тем, что во многих компаниях часть сотрудников продолжали ходить на работу, хотя их коллеги и начали работать дистанционно.
Согласно исследованию сервиса «Работа.ру», в Краснодаре переход на удаленную работу был постепенным. Так, в конце марта, когда в крае еще не был введен карантин, лишь 4% компаний отправили своих сотрудников работать из дома. Еще 5% работодателей тогда рассказали, что на дистанционную работу перевели лишь некоторые отделы и департаменты.
Но за время самоизоляции многие представители бизнеса оценили преимущества удаленной работы: экономия на аренде помещений, организации рабочего места. Так, позитивным назвали свой опыт работы в дистанционном режиме 23% компаний. После окончания карантина 16% организаций рассчитывают полностью продолжить работу в дистанционном режиме, еще 15% будут чередовать форматы работы или оставят «на удаленке» часть сотрудников.
Выгодным оказался подобный режим труда и для сотрудников, которые избавились от лишних транспортных расходов, трат на питание, а также стали проводить больше времени с близкими. Как говорится в исследовании Kelly Services и «Авито.Работа», сотрудники организаций непрерывного цикла и компаний, перешедших на дистанционный формат работы, практически не заметили изменений в своей работе (35% по стране). Консалтинговая компания CBRE рассказала, что только 20% работников хотят вернуться обратно в офис после карантина, 76% хотели бы совмещать очный и дистанционный режим.
Задачи и решения
Тем не менее, в процессе перехода на новый формат работы многие столкнулись со сложностями: как организовать дело так, чтобы не тратить время и ресурсы на раскачку, и чтобы работа была максимально эффективной. Кроме того, ключевым вопросом стал процесс организации сотрудников, чтобы они продолжали выполнять поставленные задачи в срок, несмотря на изменения условий труда.
«Безусловно, в первую очередь домашнее рабочее место должно быть максимально технически оснащенным: компьютер или ноутбук, гарнитура, бесперебойное интернет-соединение. Также сотруднику необходимо настроить доступ ко всем инструментам и сервисам, нужным для выполнения ежедневного функционала: корпоративным CRM-системам, групповым чатам, инструментам бизнес-коммуникации, таким как, например, Skype. Но секрет эффективной работы из дома заключается не только в идеально организованном рабочем пространстве, а в уровне самодисциплины сотрудника и умении вести личный тайм-менеджмент», — рассказали РБК в региональном представительстве компании HeadHunter.
К счастью, сегодня появилось множество инструментов, позволяющих решать любые задачи бизнеса в условиях самоизоляции. Например, МегаФон запустил специальный ресурс, объединяющий в себе инструменты и сервисы для организации удаленной работы.
Среди них — организация дистанционных офисов, которые могут стать полноценной альтернативой рабочим местам, системы безопасности, защищающие данные от внешних проникновений, сервисы по взаимодействию с партнерами, клиентами, а также внутри коллективов.
«При формировании решений для организации удаленного доступа учли все аспекты потребностей и использовали сервисы МегаФона для сохранения качества работы в текущей ситуации. К тому же большинство услуг мы внедрили и внутри компании. Часть наших работников тоже ушли «на удаленку». И они оказались подготовленными к дистанционной работе, благодаря организации безопасного удаленного доступа к корпоративным ресурсам, базам данных, почте. Поэтому переход на home office не сказался на эффективности работы сотрудников и компании в целом. При этом переходе мы сохранили привычный перечень бизнес-задач, более того, многие сотрудники увеличили эффективность работы», — рассказал РБК Краснодар директор МегаФона по Краснодарскому краю и республике Адыгеи Игорь Остатюк.
«Облачное» образование
Один из основных запросов, поступавших операторам во время карантина, как перевести привычные процессы в режим онлайн? Особенно актуальным этот вопрос оказался для учебных заведений, которые были экстренно переведены на дистанционный режим работы еще в конце марта 2020 года.
«У нас студенты, преподаватели, а также все остальные сотрудники, задействованные в образовательном процессе, имеют свои личные кабинеты в электронно-образовательной среде. Через них они обмениваются заданиями, учебно-методическими материалами, там же проверяются контрольные работы, выставляются оценки. Но до начала пандемии студенты и преподаватели больше взаимодействовали лично, поэтому нагрузка на наши ресурсы была не такой высокой, а после перевода на дистанционное обучение она многократно возросла», – рассказал системный администратор Майкопского государственного технологического университета Алексей Рекозубый.
По его словам, ранее университет использовал дата-центры, расположенные в Санкт-Петербурге, однако они не могли достаточно оперативно выполнять тот объем запросов, который требовался вузу, поэтому возникла необходимость поиска более мощной системы.
«В тестовом режиме мы начали работу на платформе «Деловое облако», она показала очень хорошие и стабильные результаты работы, поэтому мы решили развернуть нашу электронно-образовательную среду именно на ней», – добавил представитель МГТУ.
Он также отметил, что в будущем руководство вуза планирует расширить сотрудничество с оператором. Основное направление – развитие в сфере телекоммуникаций.
Что пользовалось спросом у бизнеса
Еще одной задачей, вставшей перед бизнесом во время карантина, стало обеспечение качественных коммуникаций удаленно. Как с клиентами, так и внутри компании. По данным МегаФона, за время вынужденных каникул спрос услуги «Виртуальная АТС» вырос на 30%.
Современные сервисы позволяют не только настроить прием звонков и распределение их на другие телефоны, но также вести аналитику по работе с клиентами, используя статистику вызовов и возможность записи разговоров, что особенно стало важным для бизнеса.
«Риелторский бизнес – это процесс коммуникации, которую мы выстраиваем между продавцом и покупателем. Благодаря открытому коду к API своих АТС-станций, МегаФон позволяет интегрировать две совершенно независимых структуры друг в друга: связать телефонные разговоры с CRM-системой. Она, в свою очередь, дает возможность отследить качество отработки обращений клиентов и полностью контролировать этот процесс. Это очень важный момент в нашем бизнесе, потому что позволяет повысить производительность труда отдельных сотрудников и вести отдельную историю по каждому клиенту», – прокомментировал гендиректор агентства недвижимости «Анапа партнер» Аркадий Лантух.
CRM - система управления взаимоотношениями с клиентами (от англ. Customer Relationship Management) — прикладное программное обеспечение для организаций, предназначенное для автоматизации взаимодействия с заказчиками. Используется для повышения уровня продаж и улучшения обслуживания клиентов путём сохранения информации о клиентах.
С ним также согласен директор по технологиям компании Karmy (занимается продажей сбалансированного питания для кошек и собак) Максим Дранев.
«Для работы интернет-магазина важно стабильно высокое качество связи – чтобы принимать заказы от покупателей, консультировать по продуктам. Поэтому нашей первоначальной задачей стало обеспечение бесперебойной связи по всей территории РФ и налаживание устойчивой телефонии. Сейчас к «Виртуальной АТС» МегаФона подключено 15 специалистов нашего call-центра. Мы также используем сервис аналитики звонков. Кроме того подключение к CRM позволяет узнать, кто из клиентов звонит, что он покупал ранее и что ему предложить. Это дает возможность повысить лояльность клиентов и улучшить качество их обслуживания», – прокомментировал он.
По данным экспертов, рынок удаленной работы продолжит активно развиваться и после окончания ограничений, связанных с коронавирусом. Многим компаниям предстоит оптимизировать свои расходы, а перевод сотрудников в режим home office – оптимальное решение. Кроме того, аналитики рынка труда прогнозируют появление спроса на специалистов, которые смогут быстро создавать продукты и запускать их в онлайн. В целом же, рекрутинговые агентства ожидают, что в будущем доля удаленных сотрудников может достичь 60%.