РБК Краснодар выяснил, зачем бизнесу и госсектору big data и какие продукты сейчас наиболее актуальны в этом секторе информационных технологий.
Зачем нужна big data
Еще недавно возможность аналитики больших данных была доступна только крупному бизнесу, однако распространение цифровых технологий делает их все боле доступными. Услуги на основе аналитики big data помогают принимать эффективные решения, привлекать новых клиентов и делать релевантные предложения целевой аудитории в наиболее подходящее время — именно поэтому эффективность их применения в настоящее время сложно переоценить.
Анализ больших данных актуален для любых компаний, где в фокусе ориентация на потребности клиента и одновременно стоит задача роста эффективности бизнеса: привлечение новых клиентов, трансформация предложения с учетом быстро меняющегося спроса, оптимизация затрат, повышение скорости принятия решений. Больше всего аналитика big data востребована в тех сферах, где есть запрос на соответствующие изменения и существует возможность такие данные собирать и обрабатывать. В первую очередь, это финансовые учреждения, сфера торговли и промышленный сектор, которые получают возможность снижать затраты за счет аналитики данных о процессе производства.
Как бизнес и государство могут использовать большие данные?
• Для поиска инсайтов — скрытых возможностей — на основе закономерностей в данных (например, узнать, как средний чек зависит от времени суток);
• для предиктивной аналитики (например, предсказать рост нагрузки на инфраструктуру для своевременного планирования ресурсов);
• для поддержки принятия решений на основе геоданных (например, показать, что в определенном районе не хватает поликлиник или парковок).
Что о нас знает телеком
Для телеком-компаний продукты на основе аналитики больших данных — ключевое направление деятельности. Например, оператор Tele2 успешно разрабатывает продукты на базе big data для оказания сервиса как бизнес-клиентам, так и государственному сектору.
«Понимание клиентской базы — наше ключевое конкурентное преимущество. Успех оператора тем больше, чем точнее он может отнести абонента к определенному сегменту, определить текущий контекст событий вокруг клиента, предложить ему релевантный продукт в нужный момент», — рассказал коммерческий директор макрорегиона «Юг» Tele2 Максим Митькин.
Оператор связи может анализировать клиентскую базу на основе множества критериев: пол, возраст, модель смартфона, место проживания и работы, маршруты передвижения и виды транспорта. Все эти данные анализируются в агрегированном виде исключительно с помощью машинной обработки.
«Мы не работаем с персональными данными и никому их не передаем. Мы заинтересованы исключительно в построении профиля потребления. Нам не важно, как зовут человека, имеет значение только его потребительское поведение, чтобы предлагать абонентам максимально релевантные с точки зрения их потребностей сервисы», — пояснил Максим Митькин.
Для построения моделей Tele2 использует не только собственные данные, но и данные партнеров и контрагентов компании, а также информацию из открытых источников, в т.ч. базы данных, карты и др. При этом существует возможность накладывать одни данные на другие, расширяя поле для анализа.
Персонализация — основной долгосрочный тренд
Запросы на аналитику больших данных со стороны бизнеса, как правило, индивидуальны. На рынке дата-аналитики есть как массовые продукты, так и индивидуальные, стоимость которых будет варьироваться в зависимости от техзадания и сложности работы.
В финансовом сегменте аналитика больших данных используется для персонализации сервисов, прогноза и профилактики оттока клиентов, обнаружения мошенничества и т.д. Например, по данным консалтингового агентства Frost & Sullivan, MoneyGram International, международная компания, предоставляющая платежные услуги, внедрила решение для контроля финансов и предотвращения мошеннических действий, связанных с переводом средств.
Действительно, продуктами на основе аналитики больших данных активно пользуются коммерческие банки, подтверждает представитель Tele2. Оператор предоставляет им три сервиса с использованием big data: скоринг, сервис верификации и мониторинг клиентских событий.
«Технология скоринга позволяет оценивать благонадежность клиентов на основе имеющихся у оператора данных. Сервис верификации ускоряет проверку личной информации, указанной в анкетах клиентов банка, до нескольких секунд. Это выгодно и банку, и клиенту. Услуга мониторинга клиентских событий помогает противодействовать мошенничеству и сохранять надежность мобильного банкинга. По запросу банка оператор предоставляет общие сведения об активностях абонента, которые не являются информацией ограниченного доступа, например, о смене SIM-карты, расторжении договора, уходе к другому оператору со своим номером. Анализ данных происходит с согласия клиента, которое он дает при оформлении заявки на кредитный продукт в банке», — объясняет Максим Митькин.
Что власть узнает из больших данных
Активно развиваются услуги на основе big data и для государственных организаций. Зачастую в регионах заказчиками анализа на основе больших данных становятся местные администрации. Среди наиболее востребованных сервисов — анализ пассажиропотока, который помогает выявить места с наиболее плотным трафиком, оценить загрузку дорог правильно спроектировать маршруты движения общественного транспорта.
Такой проект, в частности, был реализован по заказу департамента транспорта Челябинской области. Задачей исследования было понять, население каких районов области наиболее активно ездит в центр региона в часы пик, чтобы спланировать направления строительства ж/д путей.
В Краснодарском крае по итогам анализа загруженности базовых станций Tele2 была составлена карта концентрации туристов в регионе. При этом для исследования оператор выбирал только гостей региона.
«Мы видим, что туристов на побережье много, но еще есть места, где наличие большого количества гостей не было ожидаемо. Эти зоны отмечены на карте цветом: здесь горы и нет федеральных трасс, но людей много. Такой анализ можно использовать для создания туристической инфраструктуры: строительства отелей, кафе, создания туристических маршрутов», — рассказал Максим Митькин.
В 2019 году Tele2 проанализировала для Комитета по туризму Ленинградской области портрет и географию посетителей фестиваля «Чудо света», который прошел в ноябре на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. В 2020 году после стабилизации эпидемиологической обстановки и восстановления сферы туризма компания собирается продолжить анализировать структуру внешнего и внутреннего туристического потока Северной столицы.
Весной 2020 года оператор проанализировал сервисы доставки еды и продуктов в Москве, оценив изменение спроса. Выяснилось, что 6-12 апреля по сравнению с 2-8 марта (период брался за точку отсчета) количество пользователей этих сервисов выросло на 41%, а число заказов — на 25%.
Сапожник с сапогами
Операторы сотовой связи не только производят, но и активно используют наработки в области аналитики больших данных. Так, все новые базовые станции Tele2 строит с учетом расчетов специалистов по big data, в т.ч. и в Краснодарском крае. Отдельным объектом исследований стали крупные транспортные узлы Юга России, которыми пользуется большое количество клиентов Tele2. Проведенный анализ в итоге лег в основу дальнейшего развития сети.
Одной из ключевых внутренних инициатив для оператора в 2019 году стал проект Smart Capacity — умное управление емкостью сети оператора. Этот сервис позволяет на основе предиктивной аналитики находить потенциальные «узкие места» и расширять емкость сети там, где это необходимо. Такой подход позволяет увеличить эффективность инвестиций в инфраструктуру и предоставить клиентам качественный сервис и высокую скорость мобильного интернета, отмечают в Tele2.
Осенью 2019 года Tele2 применял инструменты big data для поиска новых сотрудников в свои контактные центры в Ростове-на-Дону и в Саранске. Для этого оператор воспользовался собственной услугой «SMS-таргет».
«Южный контактный центр в Ростове-на-Дону — самый большой в Tele2. Здесь работают более 700 сотрудников, которые консультируют и отвечают на вопросы абонентов Tele2 из нескольких регионов России. Сотрудники КЦ часто уходят на повышение внутри компании или переезжают в другие регионы. Поэтому постоянно нужно искать новых операторов. Мы разослали информацию о вакансиях с помощью услуги «SMS-таргет», получив большое количество откликов от потенциальных сотрудников — в итоге проект был признан успешным. Мы планируем продолжать его развитие в других контактных центрах в России», — пояснил Максим Митькин.
Большие данные — большая прибыль
По оценкам Ассоциации больших данных (объединяет «Яндекс», Mail.Ru Group, Сбербанк, Газпромбанк, «МегаФон», «Ростелеком» и др.), объем рынка big data в России составляет от 10 млрд до 30 млрд рублей. К 2024 году, согласно прогнозам, он достигнет 300 млрд рублей.
Внедрение инструментов и развитие сервисов big data положительно сказывается и на финансовом состоянии оператора. За 2019 год эффект от реализации внешних и внутренних проектов по аналитике больших данных вырос в 2 раза и составил более 1 млрд. рублей. При этом доход от внешней монетизации увеличился на 70%.
Драйверами роста выручки стали направление геоаналитики и продукты для финансовых организаций. В частности, сервисы геоаналитики стали лидером по темпам роста выручки в 2019 году: доходы оператора от внешних проектов выросли более чем в 10 раз по сравнению с 2018 годом. На втором месте по динамике роста выручки — решения для финансовых организаций и кредитных учреждений: на 86% увеличился доход от услуг рискового скоринга, верификации и других сервисов.
«Увеличить отдачу от работы подразделения big data позволила в т.ч. реорганизация функции. В 2019 году Tele2 запустила центр компетенций по анализу больших данных, сфокусировалась на автоматизации процессов и масштабировании, создала продуктовые agile-команды, которые отвечают за разные направления бизнеса: инсайты, ретейл, эффективность процессов, геоаналитику, финансовые сервисы, сегментацию» — прокомментировал коммерческий директор макрорегиона «Юг» Tele2 Максим Митькин.
В 2020 году Tele2 инвестирует в развитие аналитики больших данных и искусственного интеллекта до 100 млн рублей — вдвое больше, чем годом ранее. Компания сфокусируется на нескольких ключевых направлениях, которые принесут максимальный эффект по возврату инвестиций. Среди них повышение повышение готовности инфраструктуры к обработке данных в режиме реального времени (real-time), дальнейшее развитие инструментов и интерфейсов гео-аналитики, внедрение технологий компьютерного зрения и обработки естественных языков (NLP), автоматизация аналитинеских моделей.
«Для анализа больших данных важно наладить сбор данных о значимых для бизнеса процессах, построить хранилище массива информации, инвестировать в программное обеспечение, а также иметь экспертизу в анализе и обработке данных. Ведь сами по себе сырые данные ничего не значат. Важно — уметь извлекать из них знания. Нужно ли бизнесу вкладывать деньги в непрофильную для него область? Зачастую проще прийти к профессиональному подрядчику, у которого уже есть база данных, программное обеспечение и компетенции, чтобы эффективно выполнить бизнес-задачу или воспользоваться готовым продуктом на основе big data», — подчеркнул Митькин.