Е.Коблик: Воронежсельмаш готов конкурировать с мировыми производителями
Рынок Краснодарский край
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Е.Коблик: Воронежсельмаш готов конкурировать с мировыми производителями

Завершается 2019 год, и по традиции в ноябре агропроизводители подводят итоги своей работы, анализируют предварительные итоги продаж, спрос на те или иные категории продукции, а также спрос на оборудование
Егор Коблик

Собственник ООО «Воронежсельмаш» Егор Коблик рассказал РБК Краснодар о том, могут ли российские производители оборудования для хранения и переработки зерна составить конкуренцию зарубежным компаниям.

— Российские аграрии несколько лет подряд наращивают сбор зерна. Сказались ли урожайные рекорды на вашей работе?

— Год был достаточно интересным с точки зрения бизнеса. По продажам в 2018 году мы выросли примерно на 10%. При этом росли не столько в объемах, сколько меняли номенклатуру реализуемой продукции: начали несколько проектов по производству оборудования, которым ранее практически не занимались.

Это были портовые элеваторы — специальные емкости больших размеров, позволяющие хранить до 15 тыс. тонн продукции. Они оснащаются большим мощным транспортом производительностью до 400 тонн в час и специальными зерноочистительными машинами мощностью до 250 тонн в час, которые позволяют пропускать очень большое количество продукции в очень короткий срок.

Сейчас нишу портовых элеваторов занимают, в основном, иностранные производители. Поэтому для расширения своего производства мы решили выйти не в тот сегмент, где мы будем конкурировать с другим российским производителем, а именно в технологически сложное направление высокопроизводительного оборудования.

— Могут ли сейчас российские производители оборудования для хранения и переработки зерна на равных конкурировать с иностранными производителями?

— Иностранные производители всегда были законодателями даже не моды, а технологий и технологических процессов. Поэтому в некоторых сегментах нам очень тяжело с ними конкурировать — приходится доказывать клиентам, что наше оборудование ничуть не хуже, а по некоторым параметрам даже лучше.

Пока определенное недоверие к российским производителям есть. Но это связано, в основном, со сложными технологическими процессами. В сегменте же зерносушильных машин или элеваторных комплексов небольшого размера мы уже завоевали доверие потребителей. Но если говорить про переработчиков, то там мы свои позиции отвоевываем буквально по сантиметру.

— Политика импортозамещения, которая проводится государством, как-то повлияла на уровень конкуренции?

— Нас это никаким образом не затронуло, потому что по части выпускаемой нами продукции нет никаких ограничений или ввозных пошлин. Неважно, американское это оборудование или европейское, — они наши прямые конкуренты.

Более того, в некоторых странах производство и экспорт оборудования, аналогичного нашему, субсидируется государством, поэтому мы нередко сталкиваемся тем, что техника, привезенная, например, из Аргентины, оказывается дешевле произведенной в России.

У нас в стране пока таких мер господдержки не существует, поэтому нам с такими конкурентами бороться очень сложно.

— Насколько быстро сейчас развивается рынок оборудования для АПК с точки зрения новых технологий?

— Еще пять лет назад большая часть оборудования для хранения и транспортировки зерна продавалась без автоматизации. По сути, это было просто железо. На данный момент 90-95% продаж — это автоматизированные комплексы, которые позволяют внедрять единую систему управления и видеть пошагово весь цикл производства. Сейчас люди уже почти ничего не делают вручную — весь цикл операций производится с помощью «мышки».

Более того, потребители толкают к еще более интересным улучшениям и доработкам, позволяющим еще более совершенствовать производство. Например, современное оборудование позволяет замерять вес или влажность зерна в потоке, смотреть потребление газа — все это происходит в автоматизированном режиме с использование кучи датчиков. Данные автоматически обрабатываются, а затем в виде итоговой картинки выводятся на монитор оператора.

— Какое оборудования для хранения и переработки зерна пользуется сейчас спросом у клиентов?

— В последние годы идет явное смещение в сторону высокопроизводительных машин. Еще два-три года назад основную долю оборудования, производимого на «Воронежсельмаше», занимали машины мощностью 30-50 тонн в час. Это весьма стандартная величина: такой пропускной способностью обладает абсолютно вся наша линейка — и сушилки, и зерноочистительное, и транспортное оборудование.

Однако сейчас спрос сместился в сторону оборудования мощностью от 150 до 300 тонн в час. На рынке происходит глобализация, он очень сильно трансформируется. Одни и те же терминалы стали пропускать больше зерна, поэтому меняется и спрос на оборудование.

— В чем именно заключается глобализация?

— Глобализация не обязательно подразумевает поглощение более мелких компаний более крупными. В большей степени, это либо слияние, либо поглощение клиентов. Игроков не становится больше, но они сами расширяются, становятся крупнее. И трейдеры, и сельхозпроизводители покупают вокруг себя все, что возможно, и за счет этого увеличивают валовый выпуск продукции.

— Какие еще тренды появились в 2019 году?

— Раньше рынок был очень узконаправленный: кто-то занимался кукурузой, кто-то — пшеницей. Однако сейчас сельхозпроизводители серьезно расширили линейку выпускаемой продукции, появилось очень много нестандартных культур.

В отношении стандартных направлений поведение производителей тоже изменилось: чтобы нивелировать свои риски, они начинают заниматься разными культурами — и рисом, и подсолнечником, и кукурузой, и соей. Это связано с тем, что урожайность и спрос сложно спрогнозировать, поэтому производители раскладывают разные культуры в разные корзины.

Еще один тренд — это значительное увеличение объемов переработки сельхозпродукции внутри страны. Если раньше все стремились выйти в экспорт, то сейчас мы наблюдаем, как из года в год растет внутреннее потребление.

— Как изменились за последнее время рынки Краснодарского края и Ростовской области?

— И Краснодарский край, и Ростовская область — это наши флагманы, урожайность в которых превысила среднеевропейскую. При этом, несмотря на общероссийский тренд, в этих регионах по-прежнему преобладают настроения, что выращенную продукцию нужно тут же отправить в порт на реализацию.

Впрочем, и здесь сельхозтоваропроизводители начинают понимать, что конъюнктура рынка очень динамичная, поэтому нередко зерно проще оставить на хранение, а не продавать сразу — чтобы в будущем, возможно, добиться более высокой цены при его продаже. Как показали последние 11 месяцев, были периоды всплеска, когда цена поднималась, а были, наоборот, просадки, когда она падала.

— На Кубани до трети всего зерна производят крестьянско-фермерские хозяйства. Есть ли спрос на вашу продукцию с их стороны? И насколько вашей компании интересно работать с фермерами?

— У нас очень широкая линейка оборудования, она включает как самые маленькие зерносушилки, так и огромные элеваторные комплексы. Поэтому у фермеров наша продукция тоже пользуется спросом — около 20-30% от общего объема приобретают именно КФХ.

В Краснодарском крае и Ростовской области очень много средних хозяйств, причем это не предприятия или холдинги, а именно фермеры. И мы ощущаем, что с каждым годом становится все больше тех, кто может себе позволить покупать и инвестировать в наше оборудование.

Впрочем, не так просто дать определение, кого именно в нашей стране правильно называть фермерами. Очень часто крестьянско-фермерские хозяйства — это 5-10 тыс. га земли, и работают на них не отец с сыном, как это принято в европейском восприятии фермера, а несколько десятков или даже сотен человек, которые производят довольно большой валовый объем продукции.

— В прошлом году вы принимали участие в выставке «ЮГАГРО». Как вы можете оценить итоги работы на ней и что вы ждете от нынешней выставки?

— Нам пока сложно говорить о полученных результатах. У нас достаточно длительный процесс взаимоотношения с партнерами: от стадии, когда человек говорит, что хочет построить какой-то комплекс, до момента заключения контракта проходит около года.

Поэтому только в конце ноября 2019 года мы можем подсчитать, какая конверсия произошла от контактов с выставки, прошедшей в 2018 году. Но могу с уверенностью сказать, что «ЮГАГРО» — это однозначно лучшая выставка в стране с точки зрения емкости и количества представленных участников, а также количества посетителей, которые приезжают со всей страны. Наши результаты, когда знакомства на выставке переросли в реальные живые контракты, достаточно ощутимые.