Роберт Цизак: «Kverneland Group давно считает себя российской компанией»
Рынок Краснодарский край
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Роберт Цизак: «Kverneland Group давно считает себя российской компанией»

Генеральный директор «Квернеланд Груп СНГ» Роберт Цизак рассказал РБК Краснодар об эволюции сельхозтехники и особенностях работы иностранного производителя в России

Квернеланд Груп — одна из крупнейших международных компаний, занимающихся разработкой, производством и сбытом сельскохозяйственной техники. Компания основана в 1879 году, штаб-квартира находится в Осло, Норвегия. Заводы концерна расположены в Норвегии, Дании, Германии, Франции, Нидерландах, Италии и России (Липецкая область). Представительства «Квернеланд Групп» находятся в 17 странах, а продукция экспортируется более, чем в 60 стран. К концу 2018 года штат компании насчитывал почти 2,5 тыс. сотрудников, 74,6% которых работают за пределами Норвегии.

— Кто ваши основные клиенты — средние и крупные хозяйства или фермеры? Есть ли у вас техника для малых форм хозяйствования?

— Наша техника относится к сегменту высокопроизводительных и высокотехнологичных машин. Еще 8-10 лет назад она была в приоритете только у крупных сельхозпроизводителей и агрохолдингов. Но тенденции, которые складываются последнее время в отрасли, побуждают небольшие и средние хозяйства рассматривать технику Kverneland при обновлении и расширении материально-технической базы предприятий.

Речь идет об ориентире на повышение экономичности и эффективности сельхозпроизводства, фокусе на себестоимости продукции, а не на первоначальной стоимости машин. Поэтому можно сказать, что наши клиенты — это сельхозтоваропроизводители, которые стремятся правильно расставлять акценты в экономике своих предприятий: они отходят от практики получения выгоды при покупке техники в пользу повышения рентабельности бизнеса в целом.

— Как ваша техника позволяет сэкономить на ручном труде? Насколько повышается производительность?

— Уровень механизации и автоматизации в сельском хозяйстве сейчас очень высок. Но рыночные условия заставляют искать все новые решения по оптимизации затрат при выпуске сельхозпродукции. Кроме того, повышаются требования к производительности техники со стороны потребителей. Например, оснастив в 2018 году сеялку точного высева Optima высокоскоростными высевающими секциями SX, наши инженеры смогли увеличить ее производительность более чем на 50%. Еще одна модификация сеялки Optima позволяет добиться производительности в 10 га/ч при посеве кукурузы.

Пресс-подборщик-обмотчик Fastbale, также выпущенный на российский рынок в прошлом году, имеет производительность до 100 рулонов в час. Основываясь на безостановочном принципе работы, он экономит 18 секунд на каждом рулоне. Таким образом, на каждых 300 рулонах — а это среднее количество в смену при работе обычным прессом с обмотчиком — можно экономить до полутора часов в день.

— Насколько эффективно для зарубежных производителей сельхозтехники размещать часть производства в России?

— Представительство Kverneland Group — «Квернеланд Груп СНГ» — работает в России с 2005 года, однако поставки техники начались еще в середине 1990-х годов. В 2006 году мы открыли в России собственное производство. Оно начиналось со сборки лишь нескольких десятков сеялок в год, за минувшие 13 лет расширились и производственные мощности, и объемы выпускаемой продукции.

Самый существенный скачок произошел в 2016 году, когда мы вдвое увеличили объем выпускаемой продукции. В 2017 году мы смогли повторить этот результат, а в прошлом году нам удалось сохранить показатели, несмотря на спад рынка в целом.

На сегодняшний день мы создали на заводе 75 рабочих мест, средняя заработная плата — выше, чем на других промышленных предприятиях региона. Мы обеспечиваем заказами десятки российских фирм-производителей. Наш пул поставщиков насчитывает на сегодняшний день свыше 250 российских компаний, несколько десятков из которых являются нашими постоянными партнерами на протяжении нескольких лет.

— В последние годы российские власти много говорят о переориентации на собственное производство и импортозамещение. Как вы оцениваете это решение? Удалось ли вам перестроить производство?

— У нас есть собственная производственная площадка и существенная доля локализованной продукций в линейке, поэтому мы давно считаем себя российским машиностроителем. Приятно, что и профессиональная отраслевая общественность тоже все чаще воспринимает нас именно в этом качестве.

Этапы производства на нашем заводе включают в себя не только сборку и монтаж сельхозоборудования, но также сварку, металлообработку и покраску. И в этих процессах мы все больше используем именно российские компоненты. В целом же уровень локализации по разным машинам варьируется от 10 до 90%.

— Как это сказалось на ваших продажах в России?

— Более 30 позиций из линейки российского завода участвуют в программе государственного лизинга через АО «Росагролизинг», с которым мы сотрудничаем уже 6 лет. За прошедшие два года объемы реализации техники Kverneland в рамках программы федерального лизинга увеличились вдвое, достигнув более 500 тыс. евро. Ожидается, что до конца года эта цифра превысит 1 млн евро.

Мы уверены, что это только начало. В целом в структуре продаж более 40% занимают машины, произведенные в России. Все это позволяет нам с уверенностью смотреть на перспективы дальнейшего развития бизнеса.
На сегодняшний день наша техника представлена в 75 регионах России через дилерскую сеть из 27 компаний. Но исторически сложилось, что наиболее сильные позиции мы имеем в Черноземье — по итогам прошлого года до 70% объемов реализации пришлись именно на этот макрорегион.

— Какую долю в структуре ваших продаж занимает Кубань и Ростовская область? Есть ли у этих регионов какие-то особенности? Что здесь пользуется наибольшим спросом?

— Продажи на Кубани и в Ростовской области составляют около 15% от общих объемов продаж «Квернеланд Груп СНГ» в России. Все регионы страны отличаются, начиная с почвенно-климатических условий и заканчивая менталитетом местных сельхозпроизводителей. Южные регионы в этом плане не исключение. Из-за тяжелых климатических условий — отсутствия осадков и высоких температур весной и летом — почва здесь особенно тяжелая, сухая, поэтому и требования к качеству техники и ее прочности тут особенно высоки.

Мы с уверенностью можем сказать, что вся линейка нашей техники прошла проверку Югом. В Краснодарском крае и Ростовской области мы продаем как агрегаты для внесения удобрений, так и плуги, а также почвообрабатывающую технику, технику для защиты растений и, конечно же, сеялки.

Вместе с тем, мы заметили тенденцию, что стало больше продаваться кормозаготовительной техники. Но нужно быть объективными: из-за сложностей в отрасли мы вряд ли можем говорить об активном росте продаж, хотя они все равно растут, и это радует.

— Какие сегменты прирастают у вас активнее всего? Что больше всего интересует аграриев?

— Бренд Kverneland у аграриев во всем мире ассоциируется в первую очередь с плугами. В пользу этого говорит тот факт, что международные и национальные чемпионаты по пахоте чаще всего проходят именно на наших плугах. Это традиционно наше самое сильное направление на всех рынках и в России в том числе. Кроме того, на мировом рынке концерн Kverneland Group входит в первую пятерку производителей сеялок для пропашных культур.

Но продажи в тех или иных сегментах зависят от рыночных условий здесь и сейчас. Например, сеялки Monopill традиционно пользовались популярностью у российских производителей сахарной свеклы. Однако в 2018 году площади под культуру сильно сократились, и в результате мы несколько просели по объемам продаж этой техники. Но одновременно мы смогли увеличить продажи плугов, которые первыми вошли в программу федерального лизинга среди импортных производителей. Кроме того, техника по защите растений, в линейку которой у нас входят разбрасыватели Exacta, также вошли в список «Росагролизинга» (госкомпания, занимающаяся финансовой арендой сельхозтехники предпринимателям в сфере АПК).

— В прошлом году вы впервые принимали участие в выставке ЮГАГРО. Какие впечатления у вас от нее остались? Насколько эффективной была работа на экспозиции? Чего именно вы ждали от этого мероприятия?

— Несмотря на то, что наша компания впервые принимала участие в этой выставке, для себя мы отметили главное: с техникой Kverneland на юге знакомы хорошо. Дилеры компании Южного и Северо-Кавказского федеральных округов эффективно представляют наш бренд. Но так как в наших планах дальнейшее укрепление контактов с сельхозпроизводителями этих регионов, то участие в «ЮГАГРО» стало для нас неотъемлемой частью маркетинговой стратегии.

В этом году наш стенд будет в два раза больше, чем годом ранее. На нем мы представим технику как российского, так и европейского производства; будут как бестселлеры в нашей линейке, так и новинки рынка. В их числе прицепной опрыскиватель iXtrack T4. За счет формы бака, напоминающей каплю, и зауженной параллелограммной навески опрыскиватель имеет очень маленький радиус разворота. При своих малых габаритах и маневренности, это очень функциональная машина, предназначенная для проведения всех видов химической обработки. Она очень экономична и удобна в управлении благодаря ISOBUS-совместимости (система, позволяющая совмещать техники и прицепляемое к ней оборудование) в стандартной комплектации.