Видеоблог «Южанин»: как покорить YouTube качественным контентом
Решения Краснодарский край,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Видеоблог «Южанин»: как покорить YouTube качественным контентом

Основатель видеоблога «Южанин» Сергей Курочкин — о том, можно ли делать качественный видеоконтент в регионах, как на этом заработать и почему на Кубани больше любят Instagram, а не YouTube

— Как появилась идея создания блога «Южанин»?

— Пусть это прозвучит немного высокопарно, но мы действительно любим Кубань. Это уникальная территория. Причем уникальны не только ее географическое положение и культурные особенности, но и то, что происходит с регионом в последние 10 лет, когда сюда хлынули приезжие со всей России.

Мы не считаем себя «понаехами», но мы тоже сюда когда-то приехали. И в какой-то момент нас стало задевать, что Кубань воспринимают исключительно в контексте моря, гор и тепла. Поэтому мы решили показать, что Кубань — это действительно перспективный регион, что Краснодарскому краю есть чем гордиться, кроме того, что тут можно купаться, загорать и кататься на лыжах. И что у нас есть прикольные люди, которые заслуживают отдельного внимания.

— Как можно в целом охарактеризовать ваш видеоблог?

— Мы — мультиформатный и многотемный блог. Мы хотим рассказывать про людей и про жизнь на Кубани через людей. Когда сюда начали приезжать жители других регионов, то они в своих внутренних агломерациях — условных микрорайонах Молодежном, Российском, Музыкальном — породили очаги своих субкультур. Поэтому «Южанин» — это не просто взгляд блогера, это не только я как ведущий. Это каждый из тех, кто делает и смотрит наши видео. Каждый по чуть-чуть может назвать себя «южанином» и даже соавтором проекта.

Мы приезжаем в новый район, разговариваем с людьми, выбираем интересных героев. При должном подходе они изливают свою душу, выплескивают эмоции, которые и показывает «Южанин». Пусть это будет сотрудник завода, житель микрорайона или посетитель фестиваля. Эти южане и есть тот голос, который мы даем возможность услышать.

Например, у нас есть видео про «Теслу». Это не попытка рассказать про саму машину, это попытка рассказать про человека, решившем приобрести автомобиль, которых в стране два, — его чувства, мысли, переживания.

— Какие задачи вы ставили перед собой?

— Наша главная задача — делать качественный контент, а не просто лайфстайл-блог, который снимается на телефон трясущимися руками и озвучивается дрожащим голоском.

Мы хотим, чтобы это было красиво. Чтобы у зрителя возникло ощущение, что он смотрит серьезный проект, на уровне тех, что показывают телеканалы «Пятница», «Моя планета» и другие. Мы не пытались уйти от сходства с этими программами. Это серьезные проекты, они заслужили любовь телезрителей, и в свое время они также перенимали формат у зарубежных каналов. И в этом нет ничего страшного. Страшно делать невкусный и неинтересный проект.

— Как зрители оценивают то, что получается в итоге?

— Поначалу зрители подходили настороженно. Кто-то искал подвохи, кто-то говорил, что мы проплаченные, что мы под кого-то косим. Это нормально — столько людей, столько и мнений. Так и должно быть. Хуже всего было, когда мы только начинали. Когда у нас были просмотры, но не было комментариев — мы не знали, что люди о нас думают. Может быть, зрители боялись, что мы какой-то проект-однодневка.

Сейчас мы наращиваем аудиторию. У нас уже около 10 тыс. подписчиков, и это все живые люди, которые начинают комментировать, ставить лайки, дизлайки. Мы же региональный блог, а у них не очень хорошая репутация, как правило. Как у 15D-кинотеатров — вроде бы аттракцион, но не покидает ощущение, что тебя где-то обманули. Поэтому нам важно было доказать, что мы региональный блог с качественным и достойным контентом. Чтобы зритель почувствовал себя, как в хорошем кинотеатре.

— Как вы это доказываете?

— Мы — не пионеры регионального видеоблогинга, но мы изначально взяли очень высокую планку. Мы делаем контент, снятый на несколько камер, обязательно используем квадрокоптер, если позволяет погода или помещение, обязательно вкладываемся в компьютерную графику и серьезный динамичный монтаж. Это нужно для того, чтобы зритель получал удовольствие.

Одно из наших последних видео — про Абинский металлургический комбинат. Причем мы делали его не за деньги. Мы решили снять ролик, чтобы показать, что на Кубани не только продают, перепродают и отдыхают, это не вечная сиеста. У нас тоже есть мощный производственный гигант, который по определенным позициям занимает третье место в мире. Мы взяли квадрокоптер, несколько камер, поехали в самое пекло производства для того, чтобы показать зрителю что-то новое и интересное.

— На ваш взгляд, вы действительно сможете конкурировать с ТВ-проектами?

— Наше мнение: телевидение ушло, а на замену ему, кроме YouTube, ничего еще не пришло. Качество контента там за последние пару лет резко выросло. Если раньше мы смотрели что-то снятое на телефоны, а travel-обзоры состояли из слайдов с фотографиями, то сейчас такие вещи могут покорить разве что каких-то динозавров.

— Сколько вложений требует создание и развитие серьезного YouTube-проекта?

— Наши самые главные инвестиции — в людей. Очень сложно было найти единомышленников, которые будут снимать то, что нам нужно, а не как на свадьбах или, наоборот, на телеканалах.

«Южанин» — это проект, сделанный людьми, которые любят свое дело, которыми движет одна идея. Пока его нельзя рассматривать как средство заработка, которое окупится, условно, за два месяца.

— Но вы планируете на нем зарабатывать?

— Мы хотим добиться того, чего уже добились видеоблогеры федерального и мирового уровня — начать зарабатывать на том, что делаем качественный контент. Эта модель бизнеса существует и работает, когда у блогеров миллионы подписчиков. Региональный рынок не такой большой, но и он может приносить прибыль.

Есть среднее арифметическое, которое работает примерно для любого бизнеса. Чтобы раскрутить условный магазин, вам нужен примерно год — чтобы люди увидели, привыкли и поверили. Чтобы люди знали, что вы здесь давно, в вашем магазине продают прекрасные конфеты, качественный алкоголь, а по утрам всегда есть свежая выпечка. Это стандарты качества, благодаря которым магазин становится популярным. При условии, что находится в хорошем месте.

YouTube — это хорошая площадка. Если мы сохраним качество и не свернем со своего пути, то как раз общепринятая бизнес-модель и сработает. Мы не стремимся приблизиться к заработкам федеральных топ-блогеров, но мы хотим стать топами на Юге. Возможно, благодаря нам и сформируется рынок.

— Как вы в целом оцениваете уровень конкуренции на рынке краснодарского сегмента YouTube? Ниша свободна или приходится толкаться локтями?

— Как только люди видят новый проект, который становится достаточно популярным, у него сразу же начинают появляться конкуренты. Мы не особо следим за тем, что делают наши «коллеги» с других YouTube-каналов. Мы просто делаем свою работу. На наш взгляд, в плане качества контента и подхода к производству видео мы пока единственные. Хотя, может, кто-то этим же занимается прямо сейчас — пока мы разговариваем, они доделывают новое видео.

— Насколько узнаваем стал «Южанин» за время своей работы?

— Когда мы приезжали на Абинский металлургический завод, нас узнали местные рабочие. При этом с нами был товарищ, который работает на «Первом канале» — они приезжали на завод за 1,5 месяца до нас по другой теме, но тогда к их визиту все отнеслись спокойно. Такой noname, потому что в лицо их никто не знает, а с бэджиками «Первого канала» они, понятное дело, не ходят.

А здесь люди активно следят за местными медиа, поэтому мы оказались более узнаваемыми. Кто-то нас узнал, благодаря видео про «Теслу». Женщин мы могли покорить рассказами про детские сады в роликах про районы Краснодара — это очень важная тема для многих. Кто-то узнал про нас по рассказам о различных фестивалях и мероприятиях, о которых мы много рассказывали вначале.

— Есть ли спрос от рекламодателей на ваш контент?

— Да, нам уже поступали коммерческие предложения — в основном, от малого бизнеса, но мы от них пока отказываемся. Потому что пока нет идеи, как их рекламу можно интегрировать в наш проект. Нельзя прийти в бургерную сказать: «Здравствуйте, какая замечательная бургерная! У вас все очень вкусно. До свидания».

Должна быть какая-то идея этого бизнес, сюжет, какая-то история. Если к нам придет заказчик с такой историей, то мы ее покажем. Сейчас главное — контент, он должен быть интересным. Людям не нравится смотреть просто рекламу. Не будет хорошего контента — не будет зрителя, а если не будет зрителя, то откуда возьмется финансовая отдача?

— Кто ваша целевая аудитория?

— В первую очередь, жители края и те, кто хочет ими стать. Когда мы только появились, о нас много писали в Instagram. У нас сразу появилось множество хейтеров, которые решили, что мы кучка «понаехов», которые решили заманивать сюда новых «понаехов».

За тем, что происходит на Кубани, активно следят жители других субъектов. Огромное количество людей из регионов, более суровых для жизни, мечтают переехать сюда. Они думают о будущем и мониторят местный рынок — как экономический, так и медийный. И благодаря тому, что они смотрят на нас оттуда, мы имеем абсолютно разную целевую аудиторию.

— Как вы сами относитесь к переезжающим в Краснодарский край?

— А почему к этим людям нужно относиться негативно? У нас же демократическая страна. Мы все ее жители. И эти люди — даже не приезжие из соседних республик, это наши соотечественники. Любая динамика — это нормально. Как только город начинает жить — он сразу же становится интереснее для жителей других городов. Нам нужно радоваться, что мы популярный город.

Из-за приезжих возникают проблемы с инфраструктурой? Большинство в этом не виновато, потому что люди осмысленно делают выбор, и это их право. Есть отдельные категории граждан, которые переезжают бездумно, но такие могут приехать в любой другой город — в Москву, и в Питер они едут сотнями. Не хватает рабочих мест? Это как искать. У меня много знакомых, работающих в сфере обслуживания, и, если их всех сейчас убрать, то мы сядем в огромную лужу — никаких местных не хватит, чтобы их заменить.

Но это все зависит от каждого человека. Может быть, мы когда-нибудь даже снимем памятку «понаеху», чтобы он знал, что нужно продумать, на что нужно обратить внимание. Показывая такие районы, как «Музыкальный» или поселок Российский, мы также показываем, что люди могут получить при переезде.

— Чем отличается местный зритель от зрителей из других регионов?

— У нас есть определенный менталитет. В Краснодарском крае очень развит Instagram. В других регионах так не везде — где-то популярнее YouTube, где-то другие платформы. Есть регионы, где средняя продолжительность просмотров на YouTube достигает 40 минут. Когда мы обсуждали, сколько будет делать выпуск, предложили 30 минут. Я как бывший телевизионщик за голову схватился. Но действительно: мы посмотрели аналоги и поняли, что подобные ролики идут по времени от 30 минут до часа.

Люди много времени смотрят видео на YouTube — но на Кубани такого нет. У нас заманить людей непросто: они сначала находят контент в Instagram, а уже потом переходят в YouTube. Поэтому мы сейчас единственные, кто занимается перетягиванием аудитории из одной платформы в другую. Чтобы люди поняли, что на YouTube не только федеральные блогеры хорошо снимают, но и мы, региональщики, тоже можем предоставить качественный контент.