Непростая история МУП «Водоканал» в Сочи
Рынок Краснодарский край,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Непростая история МУП «Водоканал» в Сочи

Решением Городского Собрания Сочи в конце июля 2017г. было согласовано создание муниципального унитарного предприятия «Водоканал»

По данным сочинских журналистов, вопрос о МУП «Водоканал» был дополнительным и не значился в повестке – большинство депутатов увидели проект постановления лишь во время сессии. Для создаваемого предприятия не были даже разработаны инвестиционный и производственный план, не были рассчитаны и коэффициенты предполагаемых доходов и расходов. Несмотря на возражения пятерых парламентариев, проект незамедлительно был принят большинством голосов.

Официально появление нового водоканала сочинцам тоже особо не пояснялось.
«На сегодняшний день поставкой питьевой воды населению занимаются несколько предприятий различной формы собственности. В случае, если хотя бы одно из них окажется неспособным выполнять свои обязательства, часть водопроводного хозяйства останется без эксплуатанта, а потребители – без надежного и качественного водоснабжения», – говорится в пресс-релизе Городского Собрания Сочи.

Там же сказано, что МУП «Водоканал» возьмет на себя функции управления городской системой водоснабжения и водоотведения – но только в случае необходимости.

Уже известно, что на МУП будут возложены обязанности по обслуживанию систем водоснабжения и водоотведения в прибрежном кластере Адлерского района, а также Имеретинской низменности и Краснополянского участка. Таким образом, новой муниципальной организации передают в ведения систему водоснабжения и водоотведения только олимпийских объектов, а также гостиниц, отелей и пансионатов на Красной Поляне.

Именно на этих объектах техническое состояние в полном порядке, т.к. они строились или реконструировались к Олимпиаде-2014, поэтому особых вложений в инфраструктуру у «Водоканала» не предвидится. Зато доходы ожидаются на высоком уровне, который вполне соответствует уровню клиентов. Наверняка с точки зрения бизнеса это намного интересней, чем заниматься обслуживанием «обычных» потребителей и ремонтом изношенных сетей. Но не совсем понятно, почему муниципальное предприятие должно «снимать сливки», а не заботиться о горожанах?

Есть в недолгой истории нового муниципального унитарного предприятия и другие странности. В качестве уставного фонда МУП г. Сочи «Водоканал» местные власти решили внести административный корпус по ул. Гагарина, 73. Правда, по этому же адресу уже расположен офис ООО «Сочиводоканал» – предприятия, которое с 2007 года обеспечивает водоснабжение и водоотведение на территории города-курорта. В здании оборудованы сложные технологические схемы, координирующие бесперебойную подачу воды потребителям (АСУТП, колл-центр, диспетчерская, биллинговый центр, АТС и другие).

ООО «Сочиводоканал» арендует здание у муниципалитета. Однако все встроенные системы являются неотъемлемой частью централизованной системы водоснабжения и водоотведения. Получается, что в уставной фонд вновь созданного МУП вносится не только принадлежащее городу недвижимое имущество, но и сложное технологическое оборудование.

Подобные действия напрямую противоречат действующему законодательству. В ч .1 ст. 9 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» непосредственно сказано: «Отчуждение централизованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, а равно и передача указанных объектов и прав пользования ими в уставный капитал субъектов хозяйственной деятельности не допускается».

Также за МУП г. Сочи «Водоканал» закрепляются на праве хозяйственного ведения объекты водопроводно-канализационного хозяйства централизованных систем водоснабжения и водоотведения. При этом по закону унитарные предприятия не могут получать от властей права владения или пользования централизованными системами холодного водоснабжения и водоотведения. МУПы, как и все остальные компании, должны получать такого рода имущество исключительно на основании договоров аренды или концессионных соглашений по результатам публичных конкурсов.

А принадлежащие городу помещения и объекты инфраструктуры должны сдаваться в аренду и приносить доход в бюджет. В данном же случае и так не слишком обильную городскую казну попросту лишают части гарантированного дохода.

Просматривается в действиях сочинской администрации и нарушение закона «О защите конкуренции». Любые предприятия – и частные, и муниципальные – не должны иметь никаких преференций от властей. А МУП «Водоканал» получает бесплатно не только помещение, но и все необходимые для своей деятельности коммуникации.

Подобные решения идут вразрез и с государственной политикой частно-государственного партнерства в сфере ЖКХ и привлечения частного бизнеса в отрасль водоснабжения и водоотведения.

Ранее водоснабжением и водоотведением в горном и приморском кластере Адлерского района занимался «Курганинский групповой водопровод». Несмотря на то, что срок аренды водоснабжающих систем истек сразу после Олимпийских игр 2014 года, компания вплоть до последнего времени продолжала осуществлять свою деятельность и исправно собирала платежи. А все конкурсы, объявленные мэрией Сочи, исправно срывались или отменялись, ведь без договора аренды вполне можно и не перечислять средства в городской бюджет.

В СМИ «Курганинский групповой водопровод» нередко связывали с окружением бывшего первого вице-губернатора Кубани Джамбулата Хатуова, ныне – первого замглавы Минсельхоза РФ.

Получается, что на смену компании, которая на особых условиях обслуживала олимпийский кластер, приходит муниципальное унитарное предприятие, уже с момента создания пользующееся внушительными преференциями. И нет никакой гарантии, что через некоторое время МУП «Водоканал» не превратится в какое-нибудь ООО, которое сохранит все поблажки, но перейдет из городской собственности в частные руки.